• Ставка на полувагон
    4000
    14 %
    руб./сут.
    март 2022
  • Индекс качества IV КВАРТАЛ 2021Г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 69.42 -1.61 EUR ЦБ РФ 72.78 -1.78
    BTC 37037.8 usd BTC 2481532.60 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.01.2022 14:46:05
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Битва за Северный морской путь не должна превратиться в битву за деньги

Систему управления Северным морским путем необходимо менять, заявил РЖД-Партнеру руководитель северо-западного отделения Международной академии транспорта Юрий Чижков. Однако, по мнению эксперта, во главе управления Арктической морской транспортной системой и, в частности, Северным морским путем должна находиться государственная структура.
Битва за Северный морской путь не должна превратиться в битву за деньги
– Юрий Владимирович, дискуссию о праве управлять Северный морским путем ведут «Росатом» и Минтранс: первый имеет статус единого инфраструктурного оператора, а второй, по сути, отвечает за навигацию. Более того, они вдвоем управляют акваторией по принципу двух ключей. Как Вы думаете, «Росатом» и Минтранс за что на самом деле ведут битву?

– Считаю, что битва идет прежде всего за сферу влияния в Арктике и, в частности, за деньги, в том числе и большие бюджетные, которые вкладываются в настоящее время в развитие Арктики. «Росатом» выступает за то, чтобы исключить государство из схемы, Минтранс в лице Росморречфлота добивается возможности самостоятельно управлять всем Северным морским путем.

Полагаю, во главе должна быть одна организация, но эта организация не должна быть коммерческой, а должна быть государственной. Уверен, что коммерческая структура не может беспристрастно относиться к вопросам развития Арктического транспортного коридора и его составной части – Северного морского пути. Основная цель деятельности любой коммерческой организации – извлечение прибыли. Вместе с тем многие составляющие морской транспортной деятельности в Арктике носят затратный характер. Это необходимые работы и по гидрографии, и по гидролокации, и навигационное оснащение судоходных трасс. Скорее всего, убыточным будет осуществление северного завоза, а также – как минимум на начальном этапе – выполнение контейнерных перевозок по сравнению с южным маршрутом, включающим Суэцкий канал, особенно если сравнивать не отдельные звенья, а цепочки поставки в целом.

Таким образом, возникает конфликт интересов: командовать парадом собирается коммерческая структура, а компенсировать убытки и расходы, связанные с этим командованием, должно государство. Кроме того, эта коммерческая компания должна, как дирижер, управлять большой группой других и государственных, и коммерческих компаний. Считаю такую организацию работы, когда во главе стоит коммерческая компания, неправильной.

– Вы считаете, что для управления СМП необходимо создавать новую организацию, работа которой будет контролироваться государством?

– Нет, уже и без новой компании столько насоздавали! Необходимо определиться с функциями, обязанностями, полномочиями, ответственностью уже созданных компаний. Затем четко сформулировать цели и задачи комплексного управления морской деятельностью в Арктике, а уж потом принимать решение о том, что надо создавать, что ликвидировать, что преобразовывать

– У «Росатома» есть ледоколы…

– В Арктическом регионе работают не только ледоколы «Росатома» с ядерными энергетическими установками. Там находится много неатомных ледоколов, работает вспомогательный флот, ходят корабли Министерства обороны. В Арктике необходимо поддерживать и развивать действующие объекты инфраструктуры и создавать новые. Необходимо обеспечивать связь, навигацию. Выполнять климатические и, в частности, ледовые наблюдения и прогнозы и т. д. и т. п.

Наличие атомного ледокольного флота, безусловно, очень важная составляющая, обеспечения морского судоходства в Арктике, но не единственная. Требуется комплексный подход к решению многочисленных сложных вопросов развития Арктической морской транспортной системы.

При этом организация движения судов по СМП, в частности их ледовая проводка, хоть и очень важная, но только часть большой и сложной работы по управлению Арктической морской транспортной системой в целом.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions