+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.01.2022 14:46:05
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Битва за Северный морской путь не должна превратиться в битву за деньги

Систему управления Северным морским путем необходимо менять, заявил РЖД-Партнеру руководитель северо-западного отделения Международной академии транспорта Юрий Чижков. Однако, по мнению эксперта, во главе управления Арктической морской транспортной системой и, в частности, Северным морским путем должна находиться государственная структура.
Битва за Северный морской путь не должна превратиться в битву за деньги
– Юрий Владимирович, дискуссию о праве управлять Северный морским путем ведут «Росатом» и Минтранс: первый имеет статус единого инфраструктурного оператора, а второй, по сути, отвечает за навигацию. Более того, они вдвоем управляют акваторией по принципу двух ключей. Как Вы думаете, «Росатом» и Минтранс за что на самом деле ведут битву?

– Считаю, что битва идет прежде всего за сферу влияния в Арктике и, в частности, за деньги, в том числе и большие бюджетные, которые вкладываются в настоящее время в развитие Арктики. «Росатом» выступает за то, чтобы исключить государство из схемы, Минтранс в лице Росморречфлота добивается возможности самостоятельно управлять всем Северным морским путем.

Полагаю, во главе должна быть одна организация, но эта организация не должна быть коммерческой, а должна быть государственной. Уверен, что коммерческая структура не может беспристрастно относиться к вопросам развития Арктического транспортного коридора и его составной части – Северного морского пути. Основная цель деятельности любой коммерческой организации – извлечение прибыли. Вместе с тем многие составляющие морской транспортной деятельности в Арктике носят затратный характер. Это необходимые работы и по гидрографии, и по гидролокации, и навигационное оснащение судоходных трасс. Скорее всего, убыточным будет осуществление северного завоза, а также – как минимум на начальном этапе – выполнение контейнерных перевозок по сравнению с южным маршрутом, включающим Суэцкий канал, особенно если сравнивать не отдельные звенья, а цепочки поставки в целом.

Таким образом, возникает конфликт интересов: командовать парадом собирается коммерческая структура, а компенсировать убытки и расходы, связанные с этим командованием, должно государство. Кроме того, эта коммерческая компания должна, как дирижер, управлять большой группой других и государственных, и коммерческих компаний. Считаю такую организацию работы, когда во главе стоит коммерческая компания, неправильной.

– Вы считаете, что для управления СМП необходимо создавать новую организацию, работа которой будет контролироваться государством?

– Нет, уже и без новой компании столько насоздавали! Необходимо определиться с функциями, обязанностями, полномочиями, ответственностью уже созданных компаний. Затем четко сформулировать цели и задачи комплексного управления морской деятельностью в Арктике, а уж потом принимать решение о том, что надо создавать, что ликвидировать, что преобразовывать

– У «Росатома» есть ледоколы…

– В Арктическом регионе работают не только ледоколы «Росатома» с ядерными энергетическими установками. Там находится много неатомных ледоколов, работает вспомогательный флот, ходят корабли Министерства обороны. В Арктике необходимо поддерживать и развивать действующие объекты инфраструктуры и создавать новые. Необходимо обеспечивать связь, навигацию. Выполнять климатические и, в частности, ледовые наблюдения и прогнозы и т. д. и т. п.

Наличие атомного ледокольного флота, безусловно, очень важная составляющая, обеспечения морского судоходства в Арктике, но не единственная. Требуется комплексный подход к решению многочисленных сложных вопросов развития Арктической морской транспортной системы.

При этом организация движения судов по СМП, в частности их ледовая проводка, хоть и очень важная, но только часть большой и сложной работы по управлению Арктической морской транспортной системой в целом.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions