• Ставка на полувагон
    3200
    0 %
    руб./сут.
    Август 2023
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 96.15 0.1 EUR ЦБ РФ 102.25 -0
    BTC 26288.2 usd BTC 2526296.02 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.05.2023 12:52:21
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Россия развивает стратегические партнерства на Северном морском пути

Китай, Индия и государства юго-восточной Азии заинтересованы в использовании Северного морского пути (СМП). Какие перспективы у этого логистического коридора - в нашем материале.
Россия развивает стратегические партнерства на Северном морском пути
Торговая зависимость

Сегодня Северный морской путь называют единственным доступным водным маршрутом, соединяющим Дальневосточный регион с Центральным и Северо-Западным, а также кратчайшим путем между Европой и Азией.

За последние пять лет объемы перевозок через Северный Морской Путь многократно возросли и уже к 2019 году достигли 30,28 млн тонн вместо запланированных 26 млн тонн. В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, последующие локдауны и экономический кризис, объемы грузоперевозок продолжили расти и составили 32,97 млн тонн, из них около 1,2 млн тонн было перевезено транзитными рейсами. Основную долю грузоперевозок на текущий момент составляют нефть и газ. В дальнейшим планируется расширить их сельскохозяйственной продукцией и рыбой.

Чтобы стимулировать перевозки по Севморпути внутри России, в 2022 году Росатомфлот запустил регулярную каботажную линию между Мурманском и Камчаткой. Тариф субсидировало правительство. Если загрузка первого рейса была всего 15% – грузоотправители тестировали новый маршрут, то второго – уже 90%. В этом году рейсов будет три, количество портов захода расширено с 4 до 11, а маршрут продлен до Владивостока.

При этом по транзитным перевозкам в 2023-2024 годах ожидается корректировка целей. О перспективах СПМ на правительственном совещании при участии президента РФ Владимира Путина доложил руководитель Минвостокразвития Алексей Чекунков.

«По транзиту в 2023-2024 годах ожидаем некоторые корректировки целей. В то время как ряд недружественных государств пытается пересмотреть ранее заявленные планы по транзиту по СМП, мы наблюдаем растущий интерес к его использованию со стороны Китая, Индии, государств юго-восточной Азии», – рассказал министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Политолог, аспирант факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова Егор Дибров отмечает, что корректировка планов транспортировки грузов ЕС по СМП вызвана санкционной политикой в отношении России. «Ранее в погоне за призрачной энергетической независимостью от РФ страны ЕС позволили насильственно перевести себя от доступного российского газа из «Северных потоков» на очень дорогой американский сжиженный природный газ (СПГ), для приема которого потребовалось строительство дорогостоящих терминалов. В ситуации с транспортировкой грузов по Северному морскому пути складывается аналогичная ситуация», – говорит Егор Дибров.

По словам политолога, доцента МГГЭУ Инны Литвиненко, даже несмотря на то, что СМП выгоден для стран Европейского союза, они готовы идти на потери и «отдавать» транспортную артерию странам Азии.

«Как отметил президент России, наша страна не собирается экономить на развитии Северного морского пути и «СМП остается стратегическим приоритетом для России». Инвестировать в развитие проекта активно планируют Китай, Индия и страны Юго-Восточной Азии, что обеспечит им стабильную поставку российских энергоносителей по оптимальным ценам, включая стоимость доставки. Помимо прочего, «Росатом» совместно с «НОВАТЭКом», «Норникелем» и «Роснефтью» продолжают реализацию своих проектов, связанных с обеспечением круглогодичной навигации и поставками необходимого оборудования», – объясняет Инна Литвиненко.

Окно возможностей

Едва ли сегодняшняя политическая ситуация позволит сделать СМП большим международным транспортным коридором между Европой и Азией, альтернативой пути через Суэцкий канал (через него проходит более одного млрд тонн грузов в год) и в качестве обхода Африки для европейских и азиатских компаний. И этому мешает ряд сдерживающих факторов, в числе которых не только политика, но и низкая конкурентоспособность по сравнению с южным обходом в силу особенностей акватории, экономической составляющей.

Тем не менее, глава «Росатома» Алексей Лихачев сообщал о совместных с «Новатэком» планах по открытию круглогодичной навигации в восточной части СМП с начала 2024 года, а это означает, что вскоре СПГ с Ямала сможет поехать в Азию не в обход всей Европы.

«Если еще четыре года назад российские компании рассматривали новый маршрут скорее как некоммерческий и оценивали его в сравнении с альтернативными маршрутами, то сегодня в связи с введением санкций и сильнейшим давлением на экономику страны значение Северного морского пути сильно изменилось», – объяснил РЖД-Партнер заместитель директора Центра Арктических исследований и проектов, работающего на базе РАНХиГС, Сергей Кренц.

СПМ – это русский путь в Китай, Индию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В сегменте контейнерных грузов перспективы СМП связаны именно с грузообменом из Китая. Заинтересованность в сотрудничестве на днях выразила и генеральный консул Китайской Народной Республики в Санкт-Петербурге Ван Вэньли на встрече с представителями крупного бизнеса Поморья. Она заявила, что северный край имеет большой потенциал для развития торговых связей с китайскими партнерами.

Развитие Восточного сектора СМП по сравнению с Западным сдерживается более тяжелыми ледовыми условиями, малыми глубинами, риском потери грузов. В планах развития Северного морского пути до 2035 года создание всей необходимой инфраструктуры для обеспечения роста провозной способности – до 100 млн тонн к 2026 году и до 200 млн тонн – к 2030 году.

«К 2030 году «Росатом» должен показать странам Азиатско-Тихоокеанского региона, что СПМ – это действительно стабильно работающая в тяжелых условиях международная судоходная трасса. С необходимой инфраструктурой, связью, портами, имеющая структуру по обеспечению безопасности судоходства и спасательных работ в случае аварий. В этом случае пойдут грузы из регионов стран, расположенных севернее корейского порта Пусан», – добавляет Сергей Кренц.

Развитие Восточного сектора СМП по сравнению с Западным сдерживается более тяжелыми ледовыми условиями, малыми глубинами, многим другим. Несмотря на препятствия, перспективы развития судоходства в морях Восточного сектора в последнее время стали отчетливо проявляться. Значимым событием в этом направлении послужила реконструкция порта Певек.

Если говорить об ожидаемых последствиях санкционной политики, то эксперты отмечают, что в новом сотрудничестве есть свои обоюдные преимущества.

«Морской путь полностью пролегает через исключительную экономическую зону Российской Федерации, что делает его независимым от политических решений других государств», – отмечает политолог-международник МГУ им. Ломоносова Анастасия Симонова.

«Северный морской путь, находящийся под полной юрисдикцией России, при сохранении темпов развития в ближайшее десятилетие может посоревноваться со многими транспортными артериями мира и выйти на один уровень с такими гигантами, как Малаккский, Сингапурский проливы, Панамский и Суэцкий каналы», – добавляет Егор Дибров.

Развитие отношений с Китаем, Индией и дружественными странами АСЕАН также положительно отразится на их экономическом росте и политической независимости, уверены эксперты.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions