+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.09.2019 12:39:00
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Расширение зон контроля за выбросами к 2025 году повысит привлекательность СПГ для судоходных компаний

С 2020 года начинается ряд существенных преобразований в нормативной базе относительно экологичности перевозок водным транспортом. С 2020 года Международная морская организация (IMO) снизит допустимое содержание серы в судовом топливе с 3,5 до 0,5%. Это означает, что грязное бункерное топливо нельзя будет использовать на международном морском транспорте.
Зоны SECA (Sulfur Emission Control Areas) были сформированы в 2010 году. В этих зонах, в которые на сегодняшний день входят акватории Северного и Балтийского морей, пролив Ла-Манш, Карибское море и 200-мильные зоны США и Канады, введен запрет на использование высокосернистого топлива. С 2015 года предельно допустимая концентрация составляет 0,1%. В перспективе может быть введено еще несколько зон по всему миру: район Австралии, Средиземное и Баренцево моря, побережье Норвегии. Дополнительно могут быть введены требования к судовому топливу в Арктическом регионе, что станет существенным вызовом для отрасли.

При этом в 2020 году также вступят в силу поправки к Полярному кодексу, предполагающие запрет на использование тяжелого судового топлива, а в 2021-м – дополнительные требования по ограничению содержания отравляющих веществ в выбросах.
Судоходные компании стоят перед выбором использования судового топлива. В качестве соответствующих ограничениям топлив судовладельцы, как правило, рассматривают следующие варианты: газойль, ULSFO, судовые топлива с ультранизким содержанием серы, в производстве которых используются как легкие, так и тяжелые компоненты, а также сжиженный природный газ.

Как отметил Сергей Воронуха, руководитель направления по логистике сжиженного природного газа ООО «Газпромнефть Марин Бункер», судовладелец стоит перед выбором: использовать более дорогое топливо (дистилляты, гибридное топливо) или новые конструктивные решения, которые потребуют серьезных дальних вложений. Первый вариант привлекает судоходные компании, поскольку уже известны принципы работы с топливом, переход не потребует серьезных технологических изменений, кроме установки очистительных систем. Тем не менее проблемой станут не только экономические вложений в покупку оборудования, но и решение вопроса с утилизацией отходов очистной системы. Также потребуется система удаления продуктов сгорания. Альтернативой установке скрубберов станет использование СПГ.

С. Воронуха отмечает два основных плюса использования СПГ: экологичность (снижение выбросов оксидов серы практически на 100%, оксидов азота – на 85%, углекислого газа – на 20% и твердых частиц – на 100%) и экономичность (энергетические показатели СПГ на 20% экономичнее по массе, чем тяжелое судовое топливо, и на 15% экономичнее, чем дистилляты). 
До 2020 года прогнозируется рост флота на СПГ в количестве 250 единиц в год.

При сравнении с прогнозируемым мировым приростом, который оценивается в 11 тыс. ед., к 2030 газотопливный флот составит примерно 3,7 тыс. ед., что составит практически 30% мирового прироста. В перспективах до 2030 года по разным оценкам ожидается увеличение потребления СПГ в размере от 10 до 40 млн т в год. «Газпромнефть Марин Бункер» ожидает около 20 млн т. По оценкам консалтинговых компаний, средний срок окупаемости вложений в судно на СПГ составляет 7 лет (что будет зависеть от характеристик судна и времени нахождения в зонах контроля выбросов). К примеру, для контейнеровоза грузовместимостью 14 тыс. контейнеров, задействованного на маршруте Азия – Западное побережье США, срок окупаемости инвестиций составляет до 2 лет.

Заместитель генерального директора АО «ЦНИИМФ» Александр Буянов рассказал, что терминал КС «Портовая» указал, что стоимость загрузки газа в терминал составит около $350, к этому добавить стоимость работы судна-бункеровщика – и ожидаемая общая цена составит $400–450. 

Для успешной реализации проекта по бункеровке СПГ необходимо создание дополнительной инфраструктуры для заправки судов, отгрузки на малотоннажные СПГ-суда. Также важным пунктом станет обеспечение круглогодичной навигации в Арктике.

С. Воронуха предложил обеспечить программу по субсидированию и льготному кредитованию для проектов по строительству и переводу судов на СПГ. Он отметил, что возможно введение дополнительных скидок на портовые сборы. Также потребуется перевод обслуживающего флота на СПГ, развитие промышленности в области создания газотопливных двигателей либо отмена импортных льгот на аналогичное оборудование. На данный момент существенным ограничением можно назвать отсутствие нормативной базы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions