• Ставка на полувагон
    3500
    -13 %
    руб./сут.
    апрель 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 58.39 -1.84 EUR ЦБ РФ 62.09 -1.84
    BTC 29445.94 usd BTC 1672529.39 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.04.2020 10:56:45
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Коронавирус притормозил погрузку на сети РЖД

В прошлом месяце эксперты прогнозировали динамику мартовской погрузки в диапазоне от -3 до -7%. Результат оказался примерно посередине: -5,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Всего в марте текущего года было погружено 106,6 млн т.
Коронавирус притормозил погрузку на сети РЖД
Разброс в прогнозах объяснялся волатильностью весенних отправок: в первые недели месяца наблюдался спад активности на уровне нижней границы коридора. Затем спад сменился подъемом, на волне которого одно время даже казалось, что итоговый показатель может приблизиться к нулевой отметке. Однако в конце месяца вновь проявился спад на фоне ужесточения мер борьбы с коронавирусом.

Как отметили участники рынка, признаки потепления погрузки в середине марта были связаны с двумя факторами. Во-первых, на отдельных железных дорогах стали находить определенные резервы для привлечения дополнительных грузопотоков.

А во-вторых, сыграли на руку временные ограничения, дезорганизовавшие работу некоторых пунктов погранпропуска на автомагистралях со странами ЕС. Это привело к переключению части экспорта на рельсы. В дальнейшем, правда, как пояснил генеральный секретарь IRU Умберто де Претто, в ЕС открыли для фур зеленые коридоры, что снизило проблему длинных очередей из автопоездов на границах.

Неудивителен в связи с этим, в частности, рост экспорта на ОЖД, где были срочно организованы дополнительные маршруты в сообщении со странами ЕС и СНГ. Увеличено было и отправление грузов на экспорт через порты на Балтике.

Однако в дальнейшем данный резерв был исчерпан. Грузы снова вернулись на автодороги.

Рецессия не дремлет

Основная причина снижения погрузки – снижение активности российской экономики. В марте 2020 года рынок нефти испытал катастрофическую потерю спроса, признал Bloomberg. «Участники рынка не исключают довольно продолжительного периода сохранения низких цен на нефть из-за сокращения нефтепереработки на фоне пандемии коронавируса», – сообщил Argus.

Обычно обвал рубля по отношению к доллару сопровождается всплеском сырьевого экспорта. Однако в нынешней ситуации этого не произошло из-за ограничения емкости рынка потребления в США и странах ЕС, сбоев в глобальной логистике и остановке производств на Западе вследствие ограничения мобильности населения (опять-таки на фоне кризиса COVID-19). Это привело к тому, что экспортеры не сразу смогли понять, куда и в каких объемах вывозить свою продукцию.

В середине марта экспортеры нашли свои ниши. Однако в большинстве своем рискнули сократить складские запасы, но не стали наращивать выпуск продукции. В конце марта стало понятным, что это невозможно из-за кризиса на фоне коронавируса. Кроме того, наметились признаки ухудшения инвестиционного климата в РФ – в частности, усложнился доступ к кредитам и ухудшились условия финансирования, что привело фактически к приостановке некоторых проектов развития.

В это время стало известно о подготовке поправок в законодательство РФ, наделяющих кабмин правом вводить на всей территории страны режим чрезвычайной ситуации при возникновении эпидемий. Поправки вступили в силу и вместе с мерами по ограничению мобильности населения и на их фоне тренд приостановки новых инвестпроектов приобрел характер тенденции. Действительно, какие могут быть проекты, когда в условиях эпидемии действия властей становятся все более хаотичными и менее предсказуемыми?

Инфицированная экономика

Итак, в марте текущего года индекс экономической активности в РФ упал на 16%. Такую оценку дали в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования на основе косвенных данных. Если сделать поправку на теплую погоду, которая привела к снижению энергопотребления, то можно сделать вывод о возможности падения производства на 8–10%.

Центр развития НИУ ВШЭ в марте начал публиковать ежедневный экономический стресс-индекс (DESI), который, по данным старшего экономиста Oxford Economics Евгения Слепцова, включает в себя и динамику погрузки на сети РЖД. Этот индекс также сейчас указывает на высокую вероятность рецессии.

Наконец, следует учесть, что судя по опросам Центра стратегических разработок, каждая пятая компания в РФ в марте разрабатывала антикризисные меры для противостояния шоку падения спроса и последствий карантинных ограничений.

Таким образом, нынешний кризис существенно отличается от предыдущих: если ранее рецессию лечили финансовыми вливаниями и мерами, стимулирующими потребление, то сейчас применение подобных инструментов затруднительно. Ведь производство многих товаров, как и работа значительной части магазинов, заведений общепита, приостановлено, отметил профессор Российской экономической школы Константин Егоров.

Все это объясняет, почему на сети РЖД упала не только экспортная погрузка, но и внутренние отправки. Снижение погрузки заставило операторов чаще брать попутный груз. Оптимизация маршрутов привела к сокращению среднего расстояния перевозок. Несколько менее востребованными оказались вагоны повышенной грузоподъемности (а это груз на своих осях). Как следствие падение грузооборота оказалось в марте более глубоким, чем погрузка. Оно составило -7,3% (214,7 млрд тарифных т-км).

Усилившееся давление профицита подвижного состава на сети привело к снижению ставок операторов. На это указывает индекс IPE: ставки на предоставление полувагонов на ЭТП «Грузовые перевозки» в марте уменьшились на 4,5% по сравнению с февралем 2020 года. Индекс суточной ставки предоставления полувагона в технический рейс на пространстве 1520, по результатам сделок, совершенных на бирже вагонов, снизился еще больше – на 12,2%.

Заметим, что в странах ЕС железнодорожные операторы и владельцы частных вагоноремонтных депо столкнулись с затруднениями. Это дало повод для обращения в Еврокомиссию за финансовой поддержкой в виде грантов.

Правда, как считают участники рынка, в РФ ситуация несколько иная: операторский рынок неоднородный. На нем присутствует несколько различных по характеру групп. Часть крупных игроков может претендовать на господдержку, поскольку уже попала в список стратегических предприятий транспортной отрасли, который составил Минтранс России.

Еще часть достаточно сильных игроков имеет достаточный запас прочности благодаря поддержке тех групп, в которые входит. «Поэтому ряд слабых игроков государство вряд ли поддержит. Практика показывает: при сложных финансовых обстоятельствах они не бросят свой парк, а сдадут его в управление более сильным компаниям. Поэтому можно ожидать активизацию сделок слияний и поглощений», – отметил представитель лизинговой компании.

Что касается небольших компаний, то их бизнес, как правило, заточен под определенную нишу на рынке. Если в этой нише что-то пойдет не так, то оператору придется менять парадигму бизнеса, заметил президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин. Уход части игроков с рынка в этом сегменте воспринимается как некий естественный процесс: практика показывает, что затем на отскоках освободившиеся ниши быстро восполняются опять-таки за счет небольших игроков со своими схемами по использованию парка.

На май особых надежд нет…

Ухудшение ряда ключевых показателей указывает на охлаждение рынка железнодорожных перевозок по всем ключевым позициям. Единственное, что утешает – на этот раз эксперты достаточно точно спрогнозировали границы снижения динамики погрузки. Это указывает на достаточную устойчивость рынка железнодорожных перевозок: грузы едут, особых затыков на сети пока нет.

Но нет и внятных планов по объемам погрузки на ближайшую перспективу, согласованных с грузоотправителями. Ряд операторов предупредили, что возможные невыполнения обязательств по договорам, которые могут возникнуть в период карантина, следует относить к форс-мажорным обстоятельствам. Они могут возникнуть, например, из-за того, что у операторов может не хватить оборотных средств на своевременный ремонт вагонов.

«С учетом всех остальных обстоятельств на май особых надежд нет. Оживление погрузки следует ожидать летом. При благоприятных обстоятельствах не исключен довольно быстрый отскок», – предположил П. Иванкин.

Неприкаянная инфраструктура

Кроме того, не следует забывать: лето – разгар ремонтно-строительного сезона. И если эти работы наложатся на сезонный пик, то не исключены простои вагонов.

Впрочем, в марте планы развития инфраструктуры в ОАО «РЖД» уже пересмотрели в сторону оптимизации расходов. Вместе с тем собеседник в холдинге рассказал, что на сети строительные работы, связанные с организацией непрерывного перевозочного процесса, будут продолжены. Определен список объектов, приостановка строительно-монтажных работы на которых невозможна по производственно-технологическим условиям.

По оценкам экспертов, для этого в ОАО «РЖД» имеются средства. По доходам сеть проходит по минимальным запланированным показателям. Пока объемы грузоперевозок и их структура обеспечивают стабильность перевозочного процесса.

Кроме того, подчеркнули в ОАО «РЖД», продолжается реализация проектов в рамках поручения правительства РФ. Ведь, по данным на сегодня, сохранится финансирование проектов, включенных в комплексный план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 года.

Это касается стратегических объектов, необходимых для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба, железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов. У ОАО «РЖД» остались обязательства и по увеличению скорости и объемов перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы РФ.

Впрочем, пока не очень понятно, как нынешний этап оптимизации проектов и персонала в ОАО «РЖД» скажется в будущем на объемах грузоперевозок.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions