+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.03.2020 10:12:15
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Грузопотоки на сети РЖД в феврале 2020 года натолкнулись на узкие места

По сравнению с январем текущего года февраль вернул погрузку в относительно уравновешенное русло: минус в последний месяц зимы текущего года составил всего 0,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го.
Всего в феврале было отправлено по сети РЖД 99,4 млн т грузов. В январе, напомним, минус в погрузке составил 4,9%. Улучшению динамики способствовала стабилизация погрузки нефти и минудобрений, а также поднятие брошенных поездов с углем в январе на Восточном направлении.

В целом сеть могла бы пропустить больше грузов, однако ощутимо замедлился оборот вагона. В январе он ухудшился на 11,8 п. п. В феврале, по предварительным данным, картина не стала лучше. По предварительным расчетам, полученным от представителя крупной операторской компании, оборот вагона снизился на 12,1 п. п.

Особенное беспокойство вызывает ухудшения оборота вагона на технических станциях. А сложившийся дисбаланс между объемами погрузки и выгрузки вагонов привел к значительным просрочкам в доставке грузов.

«При сохранении этой тенденции до конца года мы можем потерять от 5 до 10% от показателей 2019 года (795 млн т)», – предположил генеральный директор компании «Вторчермет-Находка» Артур Нурмухамедов.

Дисбаланс между станциями погрузки и выгрузки

Грузооборот за февраль 2020-го снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года всего на 2,4%. Это, конечно, лучше январского на 2,7 п. п. Однако все равно много.

Значительное отставание динамики грузооборота по сравнению с погрузкой в значительной продиктовано тем, что в феврале сократилось среднее расстояние перевозок. Например, средний рейс полувагона на ЭТП «Грузовые перевозки» в феврале уменьшился почти на 8%.

По данным участников рынка, железные дороги в 2020 году активизировали сбор заявок на погрузку, в том числе за счет мелких партий грузов и даже повагонных отправок. Например, удалось увеличить объем отправок продовольственных грузов в контейнерах и крытых вагонах, отметил руководитель компании ООО «ВТС» Вемир Казарян. Причем это стали делать те, кто ранее опасался перехода на железную дорогу. По данным генерального директора ООО «Делтранслогистик» Дмитрия Ермоленко, действующие правила привлекли на железную дорогу новые грузы, хотя пока этот тренд нельзя назвать устойчивым.

Кроме того, в итоге нагрузка на сортировочные станции увеличилась и создала сложности для вывоза вагонов с путей необщего пользования, что только усилило дисбаланс между объемами, поступающими на станции погрузки и выгрузки.
Количество брошенных поездов в 2020 году достигло исторического максимума в 1,8 тыс. поездов в сутки. Это больше исторического максимума в 2019-м (1685 поездов).

Клиенты ждут динамической настройки

Подобные данные наводят на мысль, что технологические процессы внутри компании требуют дополнительной настройки. В частности, оптимизация вагонопотоков на грузонапряженных направлениях возможна за счет сбалансированных с возможностями грузополучателей и инфраструктуры объемами согласования заявок формы ГУ-12.

Сейчас же, как следует из данных, представленных ОАО «РЖД», учет и мониторинг прогнозного состояния и загрузки элементов инфраструктуры, пропускных способностей участков, перерабатывающих способностей технических станций, возможностей грузовых станций и клиентуры по погрузке и выгрузке, а также влияние действующих и плановых окон и предупреждений, отставленных от движения поездов, контроль оставления от движения поездов и их поднятия – все это ведется по показателям эффективности, оторванным от параметров, заложенных в ГУ-12.

Все это ведется по показателям эффективности, оторванным от параметров, заложенных в ГУ-12. По данным ученых, это затрудняет контроль и анализ исполнения реального графика подач подвижного состава согласно заявкам клиентам.

На горизонте замаячил призрак оживления

Что касается ближайшей перспективы, то здесь, как полагают эксперты, вполне возможно оживление рынка. В таком случае следует ожидать, что в марте динамика погрузки постарается выйти из отрицательной зоны. Это заметно по активизации погрузки именно в конце февраля.

Правда, не мешало бы иметь в виду, что нынешний год високосный. А значит, в календаре прибавились сутки. Таким образом, из полученного итога для чистоты сравнения следует вычесть суточную погрузку. Иными словами, 3,4 млн т. Простая арифметика показывает: с подобной поправкой уход в отрицательную зону погрузки в феврале должен был бы составить около -4%. Правда, это все равно улучшение по сравнению с январем, хотя и не столь явное.

Однако уверенности в этом пока нет. Поезда с углем с трудом протискиваются через барьерные места на Восточном полигоне на экспорт. При этом, как пояснил министр энергетики РФ Александр Новак, просматриваются ниши для наращивания продаж российского угля. А если верить аналитику по углю Международного энергетического агентства Карлосу Альваресу, то Азия будет поддерживать мировой спрос на уголь в течение следующих 5 лет.

В связи с этим в Минэнергетики России вновь был поднят вопрос о совершенствовании логистической доступности для угольных предприятий через развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры на Восточном направлении. Есть определенные планы и насчет южных маршрутов.

Плюс в феврале вновь обеспечила и железная руда, химикаты и сода. Если в прибавках руды эксперты видят признак оживления мировой конъюнктуры, то прирост в перевозках химии отчасти обеспечен за счет понижающих коэффициентов к тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01 на продукцию химической промышленности из Туркменистана: с декабря прошлого года по февраль текущего введен коэффициент 0,5 на транзит мочевины по сети против 0,7, который действовал до этого.

Куда качнется маятник?

В январе и феврале также был зафиксирован прирост перевозок строительных материалов. Однако здесь лишь отчасти можно говорить об оживлении внутреннего потребления. Основная прибавка получена за счет закупки балласта со стороны ОАО «РЖД».
В частности, в январе такие перевозки увеличились на 8,8% при общей динамике прибавки в погрузке щебенки на сети на 5,7%. Аналогичная картина сложилась и в феврале: ОАО «РЖД» активно завозило стройгрузы для своих нужд. Аналогичная картина связана и с металлолом: на сети интенсивно избавлялись от излишков лома.

Однако остается еще слишком много номенклатур, которые тянут железнодорожную погрузку вниз. Это уголь, лес, кокс, черные металлы, зерно и промышленное сырье.

«Объем перевозок ранее упал очень сильно. Плохо, что я не вижу какого-то стратегического планирования на рынке перевозок», – отметил представитель операторской компании.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions