В 2022 году российская экономика прошла острую фазу, но ее перестройка продолжается и сегодня. Развитие сегмента лизинга подвижного состава в стране в текущем году будет зависеть от налаживания экспортно-импортных отношений с другими странами и эффективности выстраивания логистики. РЖД планируют погрузить в этом году около 1 млрд 203,6 млн т, а эксперты рынка прогнозируют восстановительный рост в таких сегментах, как вагоны-цистерны, крытые вагоны и инновационные полувагоны.
Тенденция к восстановлению
В прошлом году геополитические риски, санкционное давление и последующий за этим переход к трансформации российской экономики вызвали существенный спад в лизинговой отрасли. Максимальное снижение объема лизинга произошло в том числе в сегменте железнодорожного транспорта. В то же время определенные сегменты пользовались на фоне санкций наибольшим спросом.
Например, среди клиентов АО «ВТБ Лизинг» самыми востребованными вагонами в прошлом году стали хопперы – 70% от общей доли парка. На втором месте по популярности оказались фитинговые платформы, которые используются для перевозки контейнеров. Их доля составила 12%. Напомним, что в прошлом году, по данным РЖД, контейнерные перевозки по сети железных дорог во всех видах сообщения выросли на 0,3%, до 6,5 млн TEU. А с начала этого года перевозки контейнеров по сети выросли на 4,4%. Далее по степени спроса расположились полувагоны: типовые – 11%, инновационные – 5%.
В текущем году развитие сегмента лизинга зависит от многих факторов. Для роста доходности подвижного состава, скорости движения по сети и удовлетворения потребности в новых парках необходимо выполнение целого ряда условий.
Среди них, как отмечает управляющий директор по лизингу подвижного состава АО «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская, – умение грузовладельцев быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам: нахождение новых рынков сбыта и адаптация логистических схем, а также решение ключевых инфраструктурных вопросов на уровне всей страны. Выполнение этих условий и отсутствие новых глобальных потрясений позволят стабилизировать ситуацию и сохранить текущую динамику в сегменте универсальных парков, отмечает она.
Кроме того, развитие лизинга подвижного состава в 2023 году будет зависеть от налаживания экспортно-импортных отношений с другими странами и эффективности выстраивания логистики.
Ответить на вызовы ростом
В целом спрос на лизинг железнодорожного подвижного состава обусловлен потребностью в его пополнении и обновлении. И лизинг в этом плане является эффективным инструментом, с помощью которого этот спрос удовлетворяется.
По прогнозам ИПЕМ, в 2023 году железнодорожные грузоперевозки сократятся на 3–4,8%, что, в свою очередь, приведет к снижению объема выпуска грузовых вагонов.
В НРА прогнозируют, что количество новых договоров лизинга в этом году составит около 305 тыс. (сокращение к прошлому году составит около 25%). В то же время в денежном выражении объем нового бизнеса может вырасти на 15% и составить около 2,1 трлн руб. (примерно 1,4% ВВП). Совокупный лизинговый портфель на конец 2023-го вырастет до 7 трлн руб.
Отметим, что из-за сохранения нефти в качестве основного экспортного продукта для России на рынке прогнозируется также возможный рост спроса на вагоны-цистерны. Кроме того, возобновление перевозки угля через северо-западные порты повысит востребованность вагонов-хопперов. Ряд инициатив правительства по стимулированию экспорта для лесопромышленных компаний в Китай и Узбекистан могут повысить спрос и на вагоны-платформы.
В целом в 2023 году предметом лизинга может быть не только новый подвижной состав, но и б/у вагоны. В этом случае лизинг решает для лизингополучателей вопрос пополнения оборотных средств. Кроме того, продолжится тенденция к росту среднего срока договора лизинга и увеличению баллона в конце срока лизинга с учетом роста текущих цен на новый подвижной состав.
Эксперты АО «ВТБ Лизинг» в текущем году ожидают роста спроса со стороны операторов на цистерны и крытые вагоны. «Также будет удовлетворяться отложенный спрос на инновационные полувагоны, который возник на фоне проблем с производством и ремонтом кассетных подшипников в 2022 году и дефицита производственных мощностей инновационных вагонов в 2023 году», – говорит Оксана Ивановская.
Вместе с тем снижение погрузки металлургических грузов и руды на фоне ожидаемого снижения цен и стагнации на строительном рынке может привести к меньшему спросу на полувагоны. Поэтому ограниченным спросом также могут пользоваться локомотивы и транспортеры.
АО «ВТБ Лизинг»
123112, Москва,
Пресненская наб., д. 10
«Башня на набережной», блок С
Тел.: +7 (495) 514-16-51Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.