ТЭМП 1тт – первый маневровый тепловоз для предприятий промышленного железнодорожного транспорта
По итогам 2022 года комплект тягового электрооборудования для модернизированного маневрового тепловоза ТГМ6 стал финалистом национальной премии в области промышленных и цифровых передовых технологий «Приоритет-2022» в номинации «Машиностроение». Установка КТЭО на тепловоз способствует повышению его производительности более чем на 25% и увеличению экономии топлива до 30%. В 2022 году успешно завершены испытания модернизированного тепловоза с установленным КТЭО.
В АО «Евраз НТМК» завершились приемочные тяговые испытания маневрового тепловоза ТЭМП 1тт с электромеханической трансмиссией переменно-переменного тока.
При реализации по техническому заданию АО «Евраз НТМК» проекта глубокой модернизации маневрового тепловоза ТГМ6 ООО «Русэлпром» и ООО «ПромЭлКом» разработали уникальные продукты: комплект тягового электрического оборудования (КТЭО) с силовым электроприводом на основе тяговых реактивных индукторных электродвигателей (ТРИДов) и систему оптимального управления потоками тяговой мощности тепловоза от двухмодульной дизель-генераторной силовой установки (ДГУ) с тяговыми асинхронными генераторами. Результаты испытаний нового тепловоза, получившего наименование ТЭМП 1тт, превзошли ожидания как по техническим характеристикам, заявленным в ТЗ, так и по снижению эксплуатационных затрат.
«Экономия топлива достигается за счет точного управления потоками мощности на тягу тепловоза от силовых установок, оптимального управления ДВС с минимальным потреблением топлива во всех режимах работы тепловоза, – отметил руководитель проекта ООО «Русэлпром» Евгений Кармаданов. – Результаты испытаний подтвердили гарантированное снижение расхода дизельного топлива более чем на 30% по сравнению с тепловозом ТГМ6 в сопоставимых режимах тяги. Тяговые и экономические характеристики тепловоза ТЭМП 1тт превышают аналогичные параметры всех современных маневровых тепловозов, в том числе за счет использования двухмодульной силовой установки с функцией автоматического адаптивного подключения резервной ДГУ, индивидуальной настройки асинхронных генераторов и ТРИДов, применения умных алгоритмов и систем управления КТЭО, удачной компоновки оборудования полугруппового силового тягового привода с использованием ТРИДов производства ООО «ПромЭлКом» в существующих габаритах тепловоза ТГМ6 и др.».
При разработке КТЭО для электромеханической трансмиссии ТЭМП 1тт конструкторы ООО «Русэлпром» применили системный подход и предложили наиболее эффективные, научно-обоснованные, технически осуществимые и экономически целесообразные инженерные решения.
«Путем предварительных тягово-динамических расчетов и силового моделирования КТЭО при минимуме массы, габаритов и цены оборудования мы спроектировали асинхронный генератор и его силовой преобразователь под оптимальные расходные топливные характеристики дизеля по критериям максимального КПД, что обеспечивает максимальную топливную эффективность ДГУ во всех режимах работы и тяговой мощности тепловоза. Весь КТЭО специально спроектирован и создан для этого проекта. Так, силовая электроника для управления ДГУ на базе интегральных интеллектуальных силовых преобразователей с жидкостным охлаждением имеет максимальный КПД 98,5%, что при работе в оптимальном диапазоне частот коммутации и напряжений в паре с асинхронным генератором мощностью 400 кВт с КПД 95% повысило суммарный КПД электромеханической трансмиссии до 83%», – рассказал главный конструктор электропривода транспортных средств ООО «Русэлпром» Станислав Флоренцев.
«Почти 200 лет назад в Нижнем Тагиле механиками Черепановыми был построен первый отечественный паровоз, который считается первым паровозом для промышленного транспорта металлургии, – акцентирует внимание один из авторов проекта – главный специалист по транспорту АО «Евраз НТМК» Владимир Полюхович. – Теперь на Тагильской земле при партнерском и творческом сотрудничестве специалистов АО «Евраз НТМК», «Русэлпрома» и «ПромЭлКома» целенаправленно разработан и создан первый маневровый тепловоз для железнодорожного транспорта металлургии».
В настоящее время ТЭМП 1тт готовится специалистами АО «Евраз НТМК» к испытаниям на надежность и энергетическую эффективность в режиме подконтрольной рабочей эксплуатации.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Назад к списку статей журнала