+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Профсоюз и социальная ответственность работодателя: взаимодействие и партнерство

Профсоюз и социальная ответственность работодателя: взаимодействие и партнерство
В сложившихся условиях, пожалуй, сложно переоценить роль профсоюза. Ведь именно он должен следить за тем, чтобы не снижался уровень обеспечения социальной ответственности работодателя за результаты производственно-экономической деятельности на железной дороге. А работодатели сейчас зачастую озабочены оптимизацией затрат. Поэтому могут сокращать кадры и внедрять технологии, которые опять-таки требуют минимизации персонала. Но всегда ли обоснованны подобные решения? Как тут добиться соблюдения баланса интересов всех сторон и защитить права рядовых железнодорожников? На эти и другие вопросы нам ответил председатель территориальной организации Роспрофжела на Октябрьской железной дороге (Дорпрофжела) Александр Голубев.

На повестке дня – непростые задачи

– Александр Валерьевич, как Вы оцениваете нынешнее состояние Октябрьской железной дороги как филиала ОАО «РЖД»? Чего следует ждать в текущем году и какие в связи с этим возникают задачи для профсоюзной организации?

– Октябрьская магистраль является передовой на сети дорог во многих направлениях. 2022 год преподнес новые испытания для коллектива магистрали, которые сейчас успешно преодолеваются. В настоящее время подводятся итоги работы полигонов в I полугодии. И хотелось бы особо отметить, что ОЖД – одна из немногих магистралей, полностью выполнивших поставленные задачи. И это совместный результат вклада каждого работника.

– На сети РЖД действует система коллективных договоров. Какие, на Ваш взгляд, имеются достижения в практике их заключения? Не ослабевают ли в настоящее время рычаги влия­ния дорожных профорганизаций на жизнь трудовых коллективов?

– Коллективный договор – это документ, в том числе регламентирующий права и обязанности работника холдинга. Но он имеет и еще одну цель: объединение коллектива.

Здесь отмечу принципиальную позицию начальника Октябрьской железной дороги Виктора Голомолзина и руководителей дорожных дирекций. Ее суть кратко сформулирована так: если человек труда влияет на выполнение производственного показателя, то он должен быть обеспечен всем необходимым для этого.

Сегодня система проведения комиссионного осмотра поставлена таким образом, что мы способны решать многие вопросы работников на месте. Конечно, существуют темы, требующие системного подхода на уровне дороги.

И такие решения принимаются в том числе после диалога с технической инспекцией труда профсоюза.

Не забываем и про уровень заработной платы, зональные надбавки или размеры премирования работников. Все эти крайне актуальные темы регулярно мониторятся и доводятся до руководителей. Например, профсоюз способствовал тому, чтобы работникам локомотивных бригад депо Великие Луки был увеличен размер премирования до 50%. Здесь выросли нагрузки на персонал. Депо обслуживает ключевые для ОЖД направления в грузовом движении.

Каждое предложение – это результат анализа ситуации и выработки наилучшего для персонала результата.

На страже интересов трудовых коллективов

– Как, на Ваш взгляд, выполнялись коллективные договоры в 2020–2021 гг.? Что в этом плане следует отметить?

– Эти 2 года, уточним, прошли под знаком пандемии. Работа дороги изменялась. Особенно в процессах, связанных с прямыми контактами с пассажирами и коллегами. Профсоюз также менял свои методы работы.

Здесь хотелось бы особенно отметить кадровый блок дороги и структурных подразделений – за высокий уровень взаимодействия с правовой инспекцией труда профсоюза. В период массового перевода работников на удаленный режим работы благодаря слаженному взаимодействию оперативно решались многие вопросы, которые возникали в ходе корректировок, вносимых в рабочий процесс.

Также стоит отметить медицинских работников. Их труд позволил сдержать темпы заражения. В результате на ОЖД самый низкий показатель заболеваемости по сети.

– Происходящие в ОАО «РЖД» структурные преобразования привели к росту управленческого аппарата, а сокращение издержек – к сокращению персонала на линейном уровне. В прошлом году Вы рассказывали о взаимодействии с железной дорогой в этом плане. А как с этим обстоят дела сейчас?

– Подчеркну, что в начале марта 2022 года прошла встреча председателя Роспрофжела Сергея Черногаева и генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозерова. Состоялся конструктивный диалог. И в дальнейшем процессы оптимизации персонала были приостановлены.

Также были получены гарантии действия мер, направленных на обеспечение выполнения коллективного договора в полном объеме (включая сохранение запланированных культурно-массовых мероприятий). Это подтверждает социальную направленность компании и обязательства, которые взяло на себя руководство по поддержке человека труда.

Также напомню, что в текущем году уже проведено две индексации заработной платы, третья запланирована на 1 августа нынешнего года.

– Как развивается взаимодействие Дорпрофжела с дочерними обществами ОАО «РЖД»? Там ведь тоже идут структурные изменения…

– Это вопросы, которые находятся под постоянным контролем. Постараюсь ответить просто. Когда структурное подразделение того или иного дочернего общества находится в процессе выполнения заданных дороге показателей, возникающие вопросы удается решать быстрее и эффективнее, если работа ведется вместе с профсоюзом. Такая позиция поддерживается руководством магистрали, и найденная форма взаимодействия уже неоднократно доказывала свою состоятельность.

– Вы уже рассказывали, как руководство проф­союза взаимодействует с работодателем в связи с необходимостью персонала соблюдать антиковидные меры. А как повлияли санкции, введенные в последнее время против РФ, на политику профсоюза (поскольку ОЖД – одна из железных дорог, где уже испытали из-за них заметное снижение погрузки)? Есть ли факты необоснованной оптимизации персонала?

– Я уже ответил выше, что процессы оптимизации на всей сети приостановлены. А дорога сейчас выполняет все поставленные цели. Сегодняшний результат достигнут в том числе благодаря грамотным решениям руководства дороги в части изменений логистики перевозок. Это позволило в целом сохранить объемы работ. Ну а пассажирские перевозки на фоне приостановки работы многих приграничных аэропортов резко увеличились и приближаются к показателям 2019 года. Железнодорожный транспорт подтвердил свою необходимость для сохранения экономической и социальной стабильности.

– Как рациональнее всего в нынешних условиях организовать работу персонала, чтобы при этом не нарушались его права? Каковы в этом плане условия работы на ОЖД? Что думают в трудовых коллективах по поводу введенных санкций против РЖД? Создает ли это проблемы и как они решаются? Например, касающиеся работы коллектива депо Металло­строй, где обслуживают «Сапсаны»?

– Сегодня профсоюз – это структура, куда работник идет за решением своих личных вопросов самого различного характера. Нам, профсоюзному активу, необходимо учиться быстро находить правильные ответы и доводить их до адресата. Наша задача заключается в том, чтобы работник понимал: если он чего-то не знает относительно своих прав, да и касательно многих других тем, то может получить ответ в профсоюзе.

Еще раз обращу внимание – у нас есть взаимопонимание с руководством дороги по вопросам охраны труда, безопасности движения, санитарно-бытового обеспечения работников. Техническая инспекция с представителями общественного контроля также регулярно помогает в выявлении потенциально сложных мест, требующих решения.

В целом хотелось бы подчеркнуть, что железнодорожники – люди сознательные и отзывчивые. В качестве примера приведу отношение к специальной военной операции. Весь полигон дороги так или иначе помогает в сборе гуманитарной помощи ЛНР и ДНР. И заставлять кого-то участвовать в этом не потребовалось.

А когда в пансионат ОЖД «Маево» в Псковской области приехало несколько десятков беженцев, то работники дороги собрали вещи и передали их приезжим.

Примеров сознательного отношения к самым сложным вопросам на сети можно привести немало. Всем вместе, сообща, нам по силам решить многие задачи.

Фото ОЖД (44) (1).jpg

Наша справка

Дорпрофжел на Октябрьской железной дороге – это добровольная территориальная общественная организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей, действующая в зоне 10 субъектов Российской Федерации. Дорпрофжел на ОЖД – это еще и одна из самых крупных организаций профсоюза трудящихся Северо-Западного федерального округа, которая объединяет более 120 тыс. человек. Дорпрофжел координирует деятельность первичных профсоюзных организаций по представительству и защите социально-трудовых прав, профессиональных, производственных, экономических и социальных интересов членов профсоюза. Представляет и защищает общие интересы организаций. Дорпрофжел добивается повышения качества жизни членов профсоюза и за пределами рабочего места, взаимодействуя с государственными структурами, общественными организациями и политическим партиями.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions