Представления о взаимоотношениях между Россией и Европейским союзом ранее строились на идее стратегического партнерства. Эта идея носила не только декларативный характер. Европейский союз является главным торговым партнером нашей страны и значительно опережает всех других претендентов на эту роль. Ведь, несмотря на санкции и контрсанкции, до сих пор более 40% товарооборота нашей страны завязано на 28 странах Евросоюза. В связи с этим и в 90-е гг. и в начале XXI века стратегия и экономическая составляющая строились на основе этого вектора нашей политики. Но потом стратегия стала давать сбой не только потому, что в экономическом плане стала доказывать свою несостоятельность, а в связи с тем, что возникать стали геополитические риски.
После 2014 года идея о стратегическом партнерстве с Евросоюзом, интеграция ушли на задний план, и возникла идея большой Евразии. Наращивая наше сотрудничество и кооперацию с быстрорастущими рынками в АТР и в южной Азии, нам следует через них добиваться воссоединения большого интеграционного пространства, в том числе и с западной частью Евразии.
В мае 2015 года Россия и Китай договорились о сопряжении экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза; с тех пор не только на бумаге, но и на практике сделано было достаточно много.
Кроме того, не нужно забывать, что 90% всех торговых перевозок в мире производятся не по суше, а по морю. И до тех пор, пока не начнет работать в полную мощность Северный путь, есть 20–30 лет на то, чтобы Россия смогла предложить себя как современный транзитный маршрут между АТР и Западом.
Автор: Алексей Громыко, директор института Европы РАН, член-корреспондент РАН
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.