+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.10.2015 13:18:58
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Рынок акций: транспортники проигрывают сырьевикам и ритейлерам

По мнению большинства экспертов, акции российских транспортных компаний в период экономического кризиса демонстрируют слабую динамику, а по доходности ценных бумаг данный сегмент отечественной экономики по-прежнему отстает, в частности, от сырьевого сектора или рынка потребительских товаров. Однако потенциальных инвесторов интересуют не столько скачки биржевых котировок, сколько практические вопросы: например, стоит ли в настоящий момент вкладываться в акции транспортных компаний, и если да, то в какие именно? 

Вторая по долгам

По мнению аналитика по облигациям UFS IC Юлии Гапон, транспортная отрасль в настоящий момент обременена наиболее высокой, после сектора строительства, долговой нагрузкой. «Если ориентироваться на соотношение чистый долг/EBITDA, то для публичных эмитентов она находится в диапазоне от минимальных 0,4х (ПАО «ТрансКонтейнер») до максимальных 4,5х (FESCO)», – констатирует эксперт. Значение данного показателя ниже единицы является, скорее, исключением. «Как правило, для транспортных компаний в качестве приемлемого уровня долговой нагрузки выступает диапазон 2,5–3,0х, – отмечает Ю. Гапон. – С этих позиций наименее комфортный размер долга у FESCO (4,5х), «Совкомфлота» (4,4х) и «Аэрофлота» (3,8х)».

При этом долги – далеко не единственная проблема транспортников. Ведущий аналитик ИК «Энергокапитал» Илья Березин констатирует, что в связи с падением ВВП сокращается и грузооборот.


«В кризис в отрасли растут издержки – как рублевые, так и те, что исчисляются в валюте, – из-за инфляции в первую очередь», – поясняет эксперт. Например, в секторе авиаперевозок практикуется оплата лизинга транспортных средств в долларах – и влияние снижающегося курса рубля здесь сказывается наиболее серьезно, даже несмотря на то, что падают цены на нефть. «В итоге мы наблюдаем банкротство двух авиакомпаний, одну из которых, «ЮТэйр», фактически спасают, а другую, «Трансаэро», – нет, – комментирует И. Березин. – Что касается «Аэрофлота», то его поддерживает государство, так как это социально значимая компания и ее крах может повлиять на стабильность в обществе».


Если говорить о других сегментах транспортного рынка перевозок, то дела в них обстоят также не очень хорошо. «Исключение составляет, пожалуй, лишь сегмент морских перевозок, которые относительно более доходны по сравнению, например, с железнодорожными, поэтому и их перспективы после выхода из кризиса оцениваются как более привлекательные», – считает И. Березин.

По мнению Ю. Гапон, транспортная отрасль выглядит одной из наиболее уязвимых секторов экономики. Хуже всего дела обстоят в авиации: такие гиганты, как «ЮТэйр», «Трансаэро» и «Аэрофлот», убыточны, первый к тому же допустил дефолт по облигациям, а второй формально является банкротом. «Проблемы в отрасли только накапливаются, но, на наш взгляд, они не всегда связаны с неразумной финансовой политикой компании, – говорит эксперт. – Транспортники в кризис стремятся оптимизировать затраты, и им это удается: сокращаются операционные расходы и капитальные вложения, урезаются инвестпрограммы, меняются акционерные структуры, однако этого недостаточно, чтобы справиться с убытками и долгами, которые нарастают не первый год. «Макроэкономические стрессы последнего года – обвал рубля и резкое возрастание стоимости заимствований в ситуации закрытия внешних рынков капитала – сильно ударили по финансовой прочности компаний, – уточняет Ю. Гапон. – Особенно пострадали те, у кого преобладали валютные долги».

«Обострившиеся проблемы «Трансаэро» стали главной темой последних двух месяцев и источником волатильности акций авиакомпаний, – добавляет аналитик компании «Уралсиб Кэпитал» Денис Ворчик. – В связи с девальвацией рубля и снижением спроса на авиаперевозки «Трансаэро» оказалось неспособно обслуживать долговые обязательства перед кредиторами, и его акции обвалились». Государственный «Аэрофлот» взял на себя обязательства «Трансаэро» перед пассажирами, тогда как банки, принявшие кредитные риски компании, которая несколько лет работала с запредельной долговой нагрузкой, могут получить многомиллиардные убытки. На рынке акций в сегменте железнодорожных перевозок, по мнению Д. Ворчика, может сказаться введение Украиной санкций против российской ПГК, а также ответные санкции России против украинского перевозчика «Укррефтранс». «Тем не менее, на наш взгляд, дальнейшая война санкций и расширение украинского санкционного списка, в частности, на Globatrans, который перевозит грузы российских металлургических компаний в направлении украинских портов, сейчас маловероятны», – полагает эксперт.

Как оценивать разные компании?

По мнению старшего аналитика Sberbank CIB Игоря Васильева, оценивать сравнительную динамику стоимости акций российских транспортных компаний напрямую довольно затруднительно, так как, во-первых, часть из них торгуются на иностранных площадках и, как следствие, цены на них деноминированы в долларах. Кроме того, количество публичных компаний относительно невелико, все они работают в разных сегментах транспортной отрасли, и на них влияют разные факторы. Например, Globaltrans является оператором железнодорожного подвижного состава, но иной публичной компании, занимающейся схожим бизнесом, в РФ нет. «ТрансКонтейнер», по сути, работает в другом сегменте перевозок, так как оперирует универсальными платформами для контейнеров. У группы FESCO есть и морские контейнерные перевозки, и портовые активы, и железнодорожный бизнес, который по роду деятельности ближе к Globaltrans, а также другие активы. При этом сравнивать «ТрансКонтейнер» и FESCO не совсем корректно еще и потому, что у последней много долгов, а внешнеторговые контейнерные перевозки отличаются от транспортировки грузов внутри страны, объем первых, как известно, с конца прошлого года упал примерно на треть. Есть «Аэрофлот», который не имеет ничего общего с другими транспортными компаниями. Таким образом, все указанные предприятия относятся к транспортной отрасли, но специфика бизнеса у каждого своя.

Другой момент: следует понимать, что компании могут осуществлять свою деятельность в одной валюте, а стоимость акций деноминирована в другой. Например, бизнес Globaltrans, по сути, рублевый, но их акции торгуются в долларах. Акции «ТрансКонтейнера» и FESCO торгуются в рублях, и бизнес ведется в рублевом исчислении, хотя деятельность FESCO во многом завязана на контейнерный импорт, где расчеты в долларах. Бумаги Global Ports торгуются в долларах, но и выручка у компании – долларовая. Поэтому котировки некоторых акций могут напрямую зависеть от курса рубля на текущий момент, а на стоимости других бумаг изменение курса валют может не сказываться, хотя в пересчете на доллары цена рублевых акций снижается. «Таким образом, каждая транспортная компания уникальна», – делает вывод И. Васильев.

С этой же точки зрения стоит оценивать и специфические факторы, влияющие на развитие той или иной транспортной компании. Например, в начале сентября 2015 года «Аэрофлот» объявил о намерении купить «Трансаэро», а в октябре намерения авиаперевозчика изменились, что нашло соответствующее отражение в котировках акций, которые сначала упали, а потом выросли. На долларовых акциях Globaltrans сказалось ослабление рубля, но сейчас динамика акций компании определяется наметившимся восстановлением рынка полувагонов. Появились сообщения о локальном дефиците универсального подвижного состава в ряде регионов и росте ставок на его предоставление. Для Globaltrans это хорошо, но, например, на работе «ТрансКонтейнера» никак не отразилось.

Чьи бумаги прикупить?

Акции Globaltrans, кстати, в настоящий момент демонстрируют достаточно неплохую динамику, за последний месяц их стоимость выросла на 18%. «Мы рекомендуем покупать данные бумаги, так как считаем, что рынок полувагонов вступил в фазу восстановления и ставки будут расти до уровня, необходимого для окупаемости инвестиций в подвижной состав, – говорит И. Васильев. – Рекомендуем покупать и акции «Аэрофлота», который в свете последних изменений в авиационной индустрии в следующем году сможет увеличить долю рынка, изменив доходность и рентабельность компании в лучшую сторону. Кроме того, возможна покупка бумаг Global Ports и ПАО «НМТП», однако есть смысл фокусировки на наиболее ликвидных, с нашей точки зрения, компаниях в лице Globaltrans и «Аэрофлота».


Д. Ворчик считает, что в нынешних макроэкономических условиях вообще не стоит покупать акции транспортных компаний, ориентированных на внутренний рынок. «На наш взгляд, предпочтительнее акции Группы «НМТП», которая выигрывает в условиях ослабления рубля и может снова выплатить хорошие дивиденды», – отмечает он.


Какой же сегмент российской экономики наиболее безопасен для инвестирования в настоящий момент? По мнению И. Березина, это потребительский сектор, энергетика и высокотехнологичные IT. «Ритейлеры, завязанные на низкоценовой сегмент, даже в период экономического кризиса не показывают плохих результатов, в силу того что объемы закупок товаров народного потребления в любые времена стабильны», – поясняет он. По словам эксперта, сектор IT достаточно своеобразен, но неплохо развивается в экономическом отношении. «Что касается энергетики, то эта отрасль традиционно лоббируется государством и защищена от девальвации рубля, так как выручка от экспорта энергоносителей поступает в валюте», – отмечает И. Березин. Кроме того, достаточно интересны с точки зрения инвестиций металлургические предприятия-экспортеры, потому что используемая в их отношении налоговая формула имеет свои особенности по сравнению с нефтяной отраслью. «В России сырьевой сектор по-прежнему привлекателен для инвесторов, – заключает эксперт. – Это традиционный расклад сил, который сохраняется уже в течение достаточно долгого периода».

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions