Проект Приморского универсально-перегрузочного комплекса в Выборгском районе Ленинградской области официально уже получил положительные заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы о применении при строительстве проработанных технологических решений и методов их применения, позволяющих минимизировать риски и воздействие на окружающую среду. А это значит, что строительство будет начато в ближайшее время. Директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов показывает на снимках со спутника: лес уже вырублен. Кроме того, если пристально изучить карту будущего порта, то можно определить, что инфраструктура будущего порта состоит из нескольких компонентов: нефтяной терминал, между ним и поселком Карасевка – угольный терминал, рядом – терминал перевалки минудобрений, есть терминал для сельхозпродукции и контейнерный терминал.
«Проект предусматривает работу порта в условиях дефицита автодорожной и железнодорожной инфраструктуры», – заявляет директор Центра экспертиз ЭКОМ. В доказательство своих выводов он показывает на уже существующую железнодорожную сортировочную станцию. Она подключена к действующей сети на западе, в районе железнодорожной станции Павлово-на-Неве, и имеет подходы к строящимся терминалам порта. «Маршрут проходит по уже высоконагруженной части железной дороги. По этой ветке будут курсировать 27–28 пар грузовых поездов», – объясняет эксперт.
В портовую инфраструктуру вписана имеющаяся дорожная сеть, о строительстве новой речи пока нет. Та, что есть, предусматривает ряд автопереездов. «На этой дороге есть шлагбаум, который опускается, и все машины ждут прохождения поезда. Понятно, при увеличении количества поездов увеличится и время ожидания на автопереездах. А нагрузка на дорожную сеть Карельского перешейка не просчитана», – говорит он.
Эксперт подчеркивает, что город Приморск в 2021 году живет по генплану, принятому в 1987 году. И это план не предусматривает глобального дорожного строительства, и никакого универсально-перегрузочного комплекса в этом плане тоже нет.
По словам эксперта, в проекте не проанализирован экспортный потенциал в условиях снижения спроса на уголь и нефть. «Порт Бронка уже недозагружен. И не только из-за снижения спроса, но и потому, что не смогли сделать железнодорожные подходы к нему», – заявил директор Центра экспертиз ЭКОМ.
Стройка: ввоз стройматериалов и вывоз грунта
Строительство объекта предусматривает возведение искусственного земельного участка, показывает А. Карпов на карте. «Намыв, в данном случае насып, то есть надвиг песка с землей – это терминал для стоянки судов. Это важный компонент, от него не откажется заказчик», – говорит он.
Песок, согласно плану, на территорию порта будут завозить. И в это же самое время с территории порта буду вывозить грунт – в акватории запланированы дноуглубительные работы. Как подсчитали эксперты, изымать и перемещать на площадку для захоронения запланировано около 50 млн куб. м грунта. «Почему грунт, который будут изымать, не используют для создания искусственного участка земли? Все просто. Он просто не подходит. Необходим песок, который повезут из карьеров», – продолжает А. Карпов.
Эксперт подсчитал: из ворот предприятия каждую минуту круглосуточно будет выезжать и заезжать по одному 25-тонному КамАЗу. «И двигаться машины будут по существующим дорогам Карельского перешейка. Поэтому все машины будут ехать по общим дорогам, так как реконструкция и строительство новых дорог запаздывают», – объясняет А. Карпов.
Проектная документация не соответствует проекту
Проект Приморского УПК – это в общей сложности 747 томов, исключая те, что составляют государственную тайну. В общем доступе проект не размещался. Более того, данный проект, как выяснил эксперт, никогда не обсуждался с общественностью. Публичные слушания 2019 года не в счет. «Интрига. Есть два проекта с одинаковым титулом – «Приморский УПК». Первый был разработан ЗАО «ИИС», и именно он обсуждался на общественных слушаниях в 2019 году. Но положительное заключение государственной экологической экспертизы получил другой проект, его разработало ООО «Онего Шипинг Лтд», и он никогда не обсуждался на публичных слушаниях», – утверждает А. Карпов.
Противоречия в проектной документации могут стать основанием для оспаривания разрешения госорганов на строительство, считает директор Центра экспертиз ЭКОМ. «В техзадании есть фраза: «...провести подготовку всей документации, включая проведение публичных слушаний, и сопровождение проекта на этапе государственной экологической экспертизы». Но в реальности слушаний не было. На госэкспертизу были направлены материалы обсуждения ЗАО «ИИС», но никаких отсылок, что замечания, которые были указаны на слушаниях, были учтены в этой документации, нет. А это – грубейшее нарушение действующего законодательства», – резюмирует А. Карпов.