+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.08.2020 15:40:58
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Без рыночного сегмента спад погрузки в II квартале мог бы быть существенно больше

Если по отношению к предыдущему кварталу текущего года общая величина Индекса качества в II квартале не изменилась (при этом оценки по отдельным показателям где-то немного подросли, а где-то немного уменьшились), то к аналогичному периоду прошлого года заметно изменение по трем важнейшим параметрам. Оценка удовлетворенности стоимостью услуг компаний-операторов выросла на 12 баллов (с 49 до 61). Удовлетворенность наличием вагонов нужного типа в необходимом количестве выросла на 11 баллов (с 66 до 77). Оценка грузоотправителями соблюдения сроков доставки также выросла на 11 баллов (с 58 до 69).
Без рыночного сегмента спад погрузки в II квартале мог бы быть существенно больше
Оценка уровня ставок операторов в этой ситуации вполне объяснима. Понижающая динамика ставок на предоставление, например, полувагонов наблюдается и весь 2019 год, и первую половину 2020-го, причем если в январе – марте тенденция к снижению была относительно плавной, то в апреле – июне она даже несколько усилилась (на фоне кризисных явлений в экономике, сказавшихся на динамике грузовой базы). Абсолютные значения в разных источниках приводятся различные, но тенденция и динамика у всех совпадают.

Любопытно, что опросы грузоотправителей не зафиксировали аналогичной динамики по параметру «стоимость услуг ОАО «РЖД». В исследовании отмечается: «По словам одного из грузоотправителей, принятые в стране меры борьбы с пандемией заставили предприятия пересмотреть условия продаж. А вот ОАО «РЖД» в сфере тарифов этого не сделало». Недостаточное использование тарифных инструментов в столь сложный период особенно подчеркивали те грузовладельцы, кто сравнивал действия РЖД с тактикой более гибких в ценообразовании операторских компаний. «Мы видим в поведении перевозчика и рыночного операторского сегмента несоответствие, которое выражается в том, что рынок адекватно реагирует на сложившуюся ситуацию, а РЖД – нет».

Таким образом, повторяется ситуация кризиса 2009 года, продемонстрировавшая отличие в поведении рыночных игроков и монополиста. Напомню, что в 2009-м парк вагонов независимых собственников составлял примерно 42% от общего количества, а остальное были вагоны ОАО «РЖД» и дочерних обществ. В 2009 году операторские компании оперативно снизили свои ставки, а РЖД – нет, в результате при общем снижении по итогам года погрузки на 15%, а грузооборота на 12% по сравнению с уровнем 2008-го погрузка в парке РЖД снизилась сильнее, чем в парке независимых собственников.

Сегодня грузоотправители в интервью сообщают, что операторы снижают цены так, как диктует рыночная логика, то есть интенсивнее ОАО «РЖД», которое, впрочем, тоже предоставило ряд скидок к тарифу, о чем ранее писал РЖД-Партнер. Это наводит на размышления, что спад погрузки и грузооборота мог бы быть существенно больше, если бы не существовало рыночного сегмента, состоящего из частных операторов.

Что же касается показателя удовлетворенности наличием вагонов нужного типа в необходимом количестве, то с учетом профицита вагонов на сети, и прежде всего полувагонов (величина профицита различными участниками рынка и экспертами оценивается по-разному и в зависимости от используемой методики может составлять от 40 до 110 тыс. ед.), вполне логично, что и грузоотправители ощущают этот избыток. Именно этим и объясняется рост данного показателя по сравнению с прошлым годом.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions