В таких условиях пострадали все перевозчики на всех видах транспорта, кроме тех, кто работал в городском пассажирском транспорте по так называемым брутто-контрактам. Несколько городов в этот период, в частности Пермь, Тверь и Новокузнецк, перешли к новой модели транспортного обслуживания населения по регулируемому тарифу: в рамках брутто-контрактов перевозчику оплачиваются объемы транспортной работы, исчисляемые в километрах, а выручка собирается с пассажиров в бюджет города или региона. Для перевозчиков, входящих в такую систему взаимоотношений, сокращение пассажиропотока в условиях пандемии явилось скорее плюсом, чем минусом. Объемы оплаты транспортной работы не изменились, а пассажиропоток упал.
Этот факт способствовал появлению на российском рынке двух довольно крупных игроков в области пассажирских перевозок на автобусах. Это компании «РАНД-Транс» из Подмосковья и «Питеравто» из Санкт-Петербурга, которые получили, соответственно, большие объемы работы в Москве, Перми, Санкт-Петербурге и Новокузнецке. Именно эти две компании в будущем прогнозируемо будут лидировать на рынке пассажирских автомобильных перевозок.
В ближайшее время, кроме развития сектора муниципальных перевозок на регулярных маршрутах пассажирского транспорта, в городах активно будет развиваться внутренний туризм на всех видах транспорта, включая железнодорожный и авиационный. В условиях закрытия внешних границ жители России будут активно искать места культурного досуга, отдыха и путешествия внутри страны. В это время правительство предпринимает активные шаги по субсидированию работы пассажирского транспорта общего пользования в муниципальных образованиях, в первую очередь в городских агломерациях и крупных городах. Для этого разработаны несколько программ субсидирования государственными, муниципальными и частными предприятиями покупки нового подвижного состава, перехода на качественный и экологически чистый подвижной состав. Для этого тратятся значительные федеральные ресурсы в рамках программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В этом отношении все инвесторы ждут от власти более прозрачных механизмов распределения субсидий, по которым распределяются субсидии на оплату лизинговых платежей при покупке подвижного состава городского пассажирского транспорта общего пользования.
В качестве дополнительных способов инвестирования со стороны государства в транспортные отрасли следует ожидать формирования новых способов кредитования, открытия долгосрочных кредитных линий под залоги бюджета муниципальных образований и региона как для покупки подвижного состава, так и для создания инфраструктуры по его эксплуатации.
Автор: Михаил Якимов, профессор МАДИ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.