Сегодня необходимо сквозное планирование контейнерных перевозок. Недостаточно отдельного планирования железнодорожных операторов. Загрузки портовой и терминальной инфраструктуры, движение контейнерного парка – все это должно быть взаимоувязано в одном контуре планирования как в рамках отдельной страны или полигона, так и в межстрановом отношении. Текущие решения, которые принимались в этом году на фоне переориентации товаропотоков на восток, с одной стороны, привели к увеличению количества оборотов через восточные сухопутные и морские погранпереходы, с другой стороны, сформировали определенный дисбаланс на рынке.
Сейчас мы наблюдаем превышение на 23% объемов импорта над экспортом. Предъявленные к вывозу на экспорт контейнерные грузы не выполняются в полном объеме. Не скажу про всю ситуацию на рынке, но за 11 месяцев этого года из Сибирского региона по поданным заявкам принимаются к перевозке около 14% от наших заявок, около 25% – по центру и Северо-Западу.
В силу неудовлетворенности заявок грузоотправители вынуждены работать не с одним оператором, а размещать заявки у многих грузооператоров. Идет некий эффект мультиплицирования. И в силу этой диспропорции возникают не совсем характерные для рынка технологии: например, когда с Дальнего Востока контейнеры вывозятся в полувагонах. Да, это определенное временное решение и оно на ближайшие 3–6 месяцев будет иметь эффект и разгрузит дальневосточные порты. Но к 2023 году мы должны выйти на другой уровень.
Уже сейчас на рынке формируется следующий дисбаланс – в виде избытка порожнего контейнерного оборудования в центре, который не будет сбалансирован отправкой на восток контейнерных поездов. Все это усугубится к Новому году. Все коллеги помнят, какой острой была ситуация с доступностью железнодорожных терминалов и инфраструктуры в Московском регионе в ноябре прошлого года – феврале 2022-го. Соответственно следующая проблемная точка будет здесь.
Отмечу, что все эти определенные метания в налаживании логистики не дают правильной балансировки расходов на инфраструктуру. На текущий момент есть простаивающая инфраструктура на Северо-Западе и вакантная в Сибири.
Из решений, которые сейчас выглядят разумными, – это возобновление deep sea и загрузка простаивающей инфраструктуры на Северо-Западе, более адресная работа в коридоре Север – Юг.
Автор: Иван Атемасов, генеральный директор АО «Евросиб СПб – транспортные системы»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.