+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.07.2021 11:40:47
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Главная задача маркировки в ритейле – легализация продукции

Полноценное внедрение системы маркировки задерживается прежде всего с позволения государства. Однако стоит отметить, что регулирование данного процесса осуществляется достаточно просто.
Главная задача маркировки в ритейле – легализация продукции
К примеру, фактический запрет на проведение через кассу немаркированной обуви наступил через несколько месяцев после его официального введения. У продавцов была возможность продавать товары даже при наличии нарушений. Далее были выпущены обновления для кассовых аппаратов, которые уже не позволяли выпустить чек без сканирования кода Data Matrix. Примерно по такому же принципу проходило внедрение маркировки изделий легкой промышленности.

Я полагаю, что реализовывать немаркированную продукцию сейчас могут только те продавцы, у которых нет кассового аппарата, например, на рынках. Поскольку при тотальном контроле со стороны государства торговля просто остановится, вышеупомянутые задержки при внедрении системы прослеживаемости – это именно послабления властей, которые, впрочем, поэтапно снимаются.

Что касается разницы между внедрением маркировки в ритейле с аналогичной процедурой в других отраслях, то она небольшая. Поскольку ритейл предполагает широкий ассортимент товаров, то для отрасли была повторная возможность провести маркировку остатков. Также на первых этапах внедрения прослеживаемости действовал упрощенный порядок: получить коды Data Matrix можно было просто для общего наименования товара (к примеру, на мужские туфли), без детального описания. Не требовалось ничего сканировать, на продукцию массово клеили стикеры с кодами.

На следующем этапе ритейлерам, которые не успели подготовиться к внедрению маркировки вовремя, для получения кодов необходимо было описывать каждую единицу товара по всем правилам. Это была очень тяжелая работа, поскольку проводилась она фактически вручную. Так продолжалось около месяца. Сейчас для маркировки товара все его атрибуты описываются строго по параметрам GTIN, поскольку каждый код индивидуальный. Ритейлеру с большим ассортиментом обязательно потребуется команда IT-специалистов, которые будут заниматься данной процедурой в специальном интерфейсе «Честного ЗНАКА». Для малого бизнеса это может быть проблемой.

Некоторые эксперты выражают сомнение, что маркировка сократит объемы контрафакта на рынке. Я считаю, что главная задача в данном вопросе – легализация продукции. Однако в Национальном каталоге маркированных товаров, подсистеме «Честного ЗНАКА», никто, кроме, пожалуй, официальных продавцов, не размещает необходимую информацию, хотя он служит именно для выявления контрафакта. Сейчас государство старается вывести из тени максимально возможное количество продукции с помощью маркировки. Уже после выполнения этой задачи, полагаю, начнется и борьба с нелегальными товарами, поскольку это будет не так уж и сложно. В итоге даже условный «Садовод» будет вести торговлю только с кассовыми аппаратами.

Приведу еще пример: после введения обязательной маркировки шуб RFID-метками статистика показала рост их продаж в десятки раз, хотя до этого они неуклонно снижались. Увеличились и налоговые поступления. Логичным решением государства стало постепенное распространение системы прослеживаемости и на другие категории товаров. В целом маркировка продукции не новая идея. В США прослеживаются лекарственные товары, в некоторых странах таким образом контролируют продажу сигарет и алкоголя. Эти рынки очень большие по масштабу. Я полагаю, что маркировка позволит снизить количество контрафакта на рынке, поскольку с уже имеющимися инструментами это будет технически просто.

Среди последствий внедрения маркировки в ритейле эксперты называют рост цен на продукцию. Стоимость одного кода Data Matrix – 50 коп. и 10 коп. НДС. Работа оператора на складе и изготовление специальных этикеток для разных товаров – это также статьи расходов.

В случае если у ритейлера в цепочке поставок нет склада маркировки, то ему придется менять свою логистику. Задержки в получении кодов Data Matrix и в работе Национального каталога маркируемых товаров приводят к увеличению сроков складского хранения и обработки товаров. На первых этапах данные факторы приведут к росту стоимости продукции.

Если же говорить о спросе на услуги маркировки на логистическом рынке, то, например, мы работаем почти со всеми крупными торговыми сетями либо находимся в процессе обсуждения сотрудничества, а также маркетплейсами. Ритейлеру нет особого смысла заниматься маркировкой самостоятельно. Хотя бы потому, что у логистического провайдера может быть несколько складов, которые можно задействовать в зависимости от ситуации, а торговым сетям в целом вообще не нужны таможенные склады. Небольшие компании пытаются пользоваться услугами нескольких операторов маркировки в поисках оптимального решения. На рынке наблюдается некоторый сумбур, который приводит к тому, что провайдер не может полноценно интегрироваться в системы клиента, поскольку в скором времени он может прекратить сотрудничество.

Полагаю, что в этом сезоне такая ситуация будет и дальше. В целом рынок маркировки еще достаточно сырой, несмотря на то, что с момента широкого распространения системы прослеживаемости прошло уже немало времени. Его очень сложно оценить с точки зрения цен на услуги, но можно сказать, что варианты с низкой стоимостью, как правило, не самые удачные.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions