Понятно, что применение данной технологии оправдано только для перевозки ценного груза и таможенного транзита по странам ЕАЭС. Осложняет ситуацию и то, что пока, насколько мне известно, нет четкого алгоритма работы. Установкой пломбы должен заниматься грузоотправитель, а снимать – грузополучатель, в то же время данные пломбы могут навешивать только представители определенных компаний.
Производители устройств говорят о том, что подобные ЗПУ позволяют сокращать сроки доставки грузов, потому что отсутствует необходимость проверять груз на каждой станции. Считается, что применение ЭЗПУ позволит уйти от охраны груза при железнодорожных перевозках, поскольку система будет оперативно оповещать службу охраны о нарушении целостности пломбы. Однако не совсем понятно, как будет работать в таком случае служба быстрого реагирования, если сигнал, что с пломбой что-то не так, поступает, когда груз находится не на станции, а в пути, где-то в труднодоступной местности.
По сути, такая пломба состоит из обычного ЗПУ «Спрут» и коробочки с датчиком. Бывают случаи, когда ЗПУ в момент погрузки просто при ударе контейнера о контейнер может быть сорвано, и как быть в этой ситуации с электронной ЗПУ? Кто будет нести ответственность по возмещению стоимости данного ЗПУ? Как будет проходить таможенное оформление, если поступит сигнал, что ЗПУ было сорвано? Остается еще много неразрешенных вопросов по применению данных ЗПУ, поэтому зачастую клиенты, грузоотправители не готовы к их использованию. За такими устройствами, безусловно, будущее, но пока их применение сдерживается высокими ценами и небольшой практикой применения в связи с тем, что представители разных служб не могут четко взаимодействовать по выверенному регламенту.
Автор: Станислав Пучков, руководитель направления контейнерных перевозок ООО «Байкал-Сервис ТК»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.