Закон и непорядок
Об убыточности внутренних поставок и о латании финансовых дыр у газотранспортных компаний заявляют бизнесмены и поставщики СПГ. Регулирование рынка попросту не успевает за стремительно меняющейся ситуацией. Энергетическая стратегия до 2035 года до сих пор не принята, а между тем долгосрочный план развития, в том числе для нефтегазовой отрасли, российские власти должны были утвердить до конца 2022 года. Принятию решения помешало эмбарго Евросоюза на поставку российских энергоносителей – оно вступит в силу в декабре. А это значит, что и с принятием Энергетической стратегии России надо повременить.
«Думаю, надо взять паузу до середины следующего года, понимая, что есть события, которые могут серьезно повлиять на рынок», – сказал зампред комитета Государственной думы по энергетике Юрий Станкевич. Санкционный запал западных стран постепенно может сойти на нет, в том числе из-за резкого роста цен на топливо в условиях холодной зимы, добавил он.
С переносом сроков согласны и ученые. Нельзя разрабатывать стратегии в период турбулентности, непонятна исходная точка, сказал заведующий отделом исследования энергетического комплекса мира и России ИнЭИ РАН Вячеслав Кулагин. «Стратегию надо ставить на паузу, и даже не до середины следующего года. В такие периоды должны делаться краткосрочные планы развития – 2–3 года», – отметил он.
Однако участники рынка против затягивания сроков. Вице-президент Российского газового общества Юрий Важенин категорически не согласен с идеей «подождать и посмотреть». Этот вопрос необходимо качественно подготовить, и откладывать его дальше нельзя, сказал он.
Невидимая рука рынка
Переориентация экспортных поставок на восток пока «не сможет обеспечить прибыльность». Газомоторные компании вынуждены искать источники, которые бы покрыли финансовые дыры и выпадение доходов от поставок на внутренний рынок. Дмитрий Гусев, вице-президент Независимого топливного союза, сказал РЖД-Партнеру, что вряд ли решение о повышении цен отвечает рыночным интересам компании, которая потеряла доходы от поставок на внешний рынок.
«Понятно, что есть избыток производства, но в этих условиях говорить, что в связи с отказом одних клиентов от продукта у других клиентов стоимость этого же самого продукта вырастет, на мой взгляд, как минимум нелогично», – добавляет он.
Более того, эксперт уверен, на внутреннем рынке цена на газ снизится. СПГ и компримированный газ в основном используются для заправки автомобилей. Последний, как правило, идет на заправку общественного транспорта. Однако эксперт утверждает, что говорить о глобальном переходе на газ транспортной отрасли России говорить пока рано, так как автомобилей, работающих на газомоторном топливе, не очень много, а заправки, которые предоставляют услуги по заправке как СПГ, так и компримированным газом, тоже редки. Для сравнения, их на всю Россию не больше пяти сотен, а бензиновых – более 25 тыс.
Кстати, Ленинградская область намерена увеличить число заправок. Использование газомоторного топлива рассматривается регионом как антикризисная мера, которая экономит перевозчикам до 40% затрат на топливо. Однако если топливо вырастет в цене, то мера перестанет быть антикризисной.
Автор: Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.