• Ставка на полувагон
    1455
    8.7 %
    руб./сут.
    октябрь 2021
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 70.13 -0.73 EUR ЦБ РФ 81.74 -0.76
    BTC 62621.14 usd BTC 4359683.77 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.10.2021 13:54:18
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Роботизация – это стратегический выигрыш

На существующих складах роботы являются гибким решением для автоматизации логистических процессов, позволяя повысить производительность без необходимости перестраивать предприятия. Но насколько в целом современная складская логистика сегодня роботизирована? И каковы перспективы развития робототехники в логистике в нынешних условиях? Эти вопросы мы задали руководителю отдела транспортно-экспедиционного обслуживания ГК «Аривист» Юрию Баранову.
Роботизация – это стратегический выигрыш
– Юрий, насколько современная складская логистика отвечает новым требованиям? Можно ли назвать ее роботизированной сегодня?

– Складскую логистику в нашей стране нельзя назвать современной. Большинство складов в России остаются на уровне технологий XX века. Логистика не может быть современной без внедрения технологий, в том числе роботизации. Современные склады – это склады 3PL и 4PL. Роботизацию внедряют в основном современные складские комплексы, а также склады в пределах крупных заводов-изготовителей. Однако в масштабах страны таких складов крайне мало.

– Как в целом происходит развитие индустрии логистических роботов?

– Это один из непростых вопросов. С одной стороны, мы видим, что рост роботизации есть. С другой стороны, его темпы невелики. Дальнейшее увеличение темпов роботизации зависит от готовности бизнеса инвестировать в долгосрочные проекты, веры в стратегическое будущее и готовности государства поддерживать инновационные технологии. Технологии не стоят на месте. В мире появляется все больше разнообразных инновационных решений. С развитием технологий стоимость внедрения роботизированной техники снижается, тем самым делая ее доступнее для внедрения не только в крупном, но и в среднем бизнесе.

– Насколько инновационная и роботизированная логистика на складах сокращает операционные расходы?

– Общей цифры нет. Все зависит от набора конкретных операций, которые будет выполнять робот, уровня их сложности и уровня общего покрытия производственной деятельности роботизированными системами. У каждого склада своя специфика, номенклатура грузов, условия хранения, сепарации, возможности укрупнения грузовых позиций или, наоборот, необходимость работать с мелкопартионными грузами, необходимость дополнительных услуг, разнообразие условий приемки и отправки товаров и т. д. Поэтому в одних реалиях роботизированная логистика незначительно сокращает операционные расходы, а в других – существенным образом. В любом случае робот будет валово увеличивать производительность, минимизировать количество ошибок, сокращать время на обработку грузопотока.

– Как использование роботов в логистике меняет производительность и прибыльность труда?

– Как правило, производительность увеличивается в геометрической прогрессии: чем больше автоматизированный участок производства, тем выше общий показатель выработки и качество продукта. У прибыльности нет прямой корреляции. Она зависит от соотношения ручного труда и роботизированной замены, стоимости инновационных решений, стоимости их внедрения в операционную и производственную деятельность.

– Насколько рентабельны инвестиции в роботизацию складской логистики?

– В короткой и даже среднесрочной перспективе сложно окупить серьезные вложения в роботизацию. Это инвестиции, окупаемость которых может исчисляться десятилетиями. Роботизация – это стратегический выигрыш, требующий ощутимых вложений в тактической перспективе.

Готовность бизнеса инвестировать в подобные проекты зависит от возможности бизнеса видеть эту перспективу и готовности верить в отдаленное будущее. Наша страна после развала СССР существует всего 30 лет, что по историческим меркам крайне мало. За этот срок в стране было много моментов, которые не позволяли предпринимателю быть уверенным в завтрашнем дне. Поэтому национальный бизнес еще только учится смотреть в будущее не на год-два (максимум пять лет), а на десятилетия.

– Насколько в целом в стране с невысокой заработной платой на складах актуальна дорогая роботизация?

– Робот – это дорогостоящий заменитель живого сотрудника в отрасли с невысокими зарплатами. Срок его окупаемости может исчисляться годами. Однако важно оценивать выгоду роботизации со стороны увеличения производительности (робот выполняет больший объем работ за то же время), с точки зрения снижения количества брака при производстве (если говорить о складах, то снижение количества повреждения товаров) и т. д. Важно многосторонне оценивать роботизацию, не сравнивая стоимость робота с зарплатой живого работника. То есть комплексно считать выгоду и сроки окупаемости от таких вложений.

– У крупных интернет-магазинов и фулфилмента роботизация идет достаточно активно. Но под роботизацией можно понимать не только физических роботов-перегрузчиков, но и роботизацию как более широкое понятие, которое включает автоматизацию производственных процессов и операционной деятельности. Какова основная причина, мешающая интернет-магазинам активно роботизировать свою деятельность?

– Предприниматели не верят в долгосрочную перспективу проекта. Они рассматривают свой бизнес как сиюминутный проект, который призван закрывать сегодняшние потребности потребителей в условиях текущего уровня спроса и предложения. Другая причина – недостаток средств на инвестирование в технологические решения. Компании, которые стараются автоматизировать процессы, видят перспективу технологичного подхода для своего бизнеса и в состоянии найти необходимые средства для реализации проекта. Чаще всего такие компании выигрывают в долгосрочной перспективе. Залог будущего успеха – умение бизнеса идти в ногу с современными технологиями.

Беседовала Наталья Гусаченко

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions