+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.10.2021 13:54:18
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Роботизация – это стратегический выигрыш

На существующих складах роботы являются гибким решением для автоматизации логистических процессов, позволяя повысить производительность без необходимости перестраивать предприятия. Но насколько в целом современная складская логистика сегодня роботизирована? И каковы перспективы развития робототехники в логистике в нынешних условиях? Эти вопросы мы задали руководителю отдела транспортно-экспедиционного обслуживания ГК «Аривист» Юрию Баранову.
Роботизация – это стратегический выигрыш
– Юрий, насколько современная складская логистика отвечает новым требованиям? Можно ли назвать ее роботизированной сегодня?

– Складскую логистику в нашей стране нельзя назвать современной. Большинство складов в России остаются на уровне технологий XX века. Логистика не может быть современной без внедрения технологий, в том числе роботизации. Современные склады – это склады 3PL и 4PL. Роботизацию внедряют в основном современные складские комплексы, а также склады в пределах крупных заводов-изготовителей. Однако в масштабах страны таких складов крайне мало.

– Как в целом происходит развитие индустрии логистических роботов?

– Это один из непростых вопросов. С одной стороны, мы видим, что рост роботизации есть. С другой стороны, его темпы невелики. Дальнейшее увеличение темпов роботизации зависит от готовности бизнеса инвестировать в долгосрочные проекты, веры в стратегическое будущее и готовности государства поддерживать инновационные технологии. Технологии не стоят на месте. В мире появляется все больше разнообразных инновационных решений. С развитием технологий стоимость внедрения роботизированной техники снижается, тем самым делая ее доступнее для внедрения не только в крупном, но и в среднем бизнесе.

– Насколько инновационная и роботизированная логистика на складах сокращает операционные расходы?

– Общей цифры нет. Все зависит от набора конкретных операций, которые будет выполнять робот, уровня их сложности и уровня общего покрытия производственной деятельности роботизированными системами. У каждого склада своя специфика, номенклатура грузов, условия хранения, сепарации, возможности укрупнения грузовых позиций или, наоборот, необходимость работать с мелкопартионными грузами, необходимость дополнительных услуг, разнообразие условий приемки и отправки товаров и т. д. Поэтому в одних реалиях роботизированная логистика незначительно сокращает операционные расходы, а в других – существенным образом. В любом случае робот будет валово увеличивать производительность, минимизировать количество ошибок, сокращать время на обработку грузопотока.

– Как использование роботов в логистике меняет производительность и прибыльность труда?

– Как правило, производительность увеличивается в геометрической прогрессии: чем больше автоматизированный участок производства, тем выше общий показатель выработки и качество продукта. У прибыльности нет прямой корреляции. Она зависит от соотношения ручного труда и роботизированной замены, стоимости инновационных решений, стоимости их внедрения в операционную и производственную деятельность.

– Насколько рентабельны инвестиции в роботизацию складской логистики?

– В короткой и даже среднесрочной перспективе сложно окупить серьезные вложения в роботизацию. Это инвестиции, окупаемость которых может исчисляться десятилетиями. Роботизация – это стратегический выигрыш, требующий ощутимых вложений в тактической перспективе.

Готовность бизнеса инвестировать в подобные проекты зависит от возможности бизнеса видеть эту перспективу и готовности верить в отдаленное будущее. Наша страна после развала СССР существует всего 30 лет, что по историческим меркам крайне мало. За этот срок в стране было много моментов, которые не позволяли предпринимателю быть уверенным в завтрашнем дне. Поэтому национальный бизнес еще только учится смотреть в будущее не на год-два (максимум пять лет), а на десятилетия.

– Насколько в целом в стране с невысокой заработной платой на складах актуальна дорогая роботизация?

– Робот – это дорогостоящий заменитель живого сотрудника в отрасли с невысокими зарплатами. Срок его окупаемости может исчисляться годами. Однако важно оценивать выгоду роботизации со стороны увеличения производительности (робот выполняет больший объем работ за то же время), с точки зрения снижения количества брака при производстве (если говорить о складах, то снижение количества повреждения товаров) и т. д. Важно многосторонне оценивать роботизацию, не сравнивая стоимость робота с зарплатой живого работника. То есть комплексно считать выгоду и сроки окупаемости от таких вложений.

– У крупных интернет-магазинов и фулфилмента роботизация идет достаточно активно. Но под роботизацией можно понимать не только физических роботов-перегрузчиков, но и роботизацию как более широкое понятие, которое включает автоматизацию производственных процессов и операционной деятельности. Какова основная причина, мешающая интернет-магазинам активно роботизировать свою деятельность?

– Предприниматели не верят в долгосрочную перспективу проекта. Они рассматривают свой бизнес как сиюминутный проект, который призван закрывать сегодняшние потребности потребителей в условиях текущего уровня спроса и предложения. Другая причина – недостаток средств на инвестирование в технологические решения. Компании, которые стараются автоматизировать процессы, видят перспективу технологичного подхода для своего бизнеса и в состоянии найти необходимые средства для реализации проекта. Чаще всего такие компании выигрывают в долгосрочной перспективе. Залог будущего успеха – умение бизнеса идти в ногу с современными технологиями.

Беседовала Наталья Гусаченко

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions