– Какие технологии получили широкое развитие в складской логистике с расширением сегмента e-commerce?
– В первую очередь, конечно, фулфилмент – процесс формирования, хранения и доставки заказов, для чего необходимы обученный персонал, склады, логистические мощности, оборудование. Западные предприниматели давно знакомы с этим понятием, там существует большая сеть фулфилмент-центров, что позволяет «дотягиваться» онлайн-магазинам до самых отдаленных местечек, в нашей же стране это все еще остается некой условной новинкой. Поэтому, конечно, крупные операторы складских мощностей развивают у себя этот сервис – как комплексную услугу и как отдельные её части.
Идеальный вариант – аутсорсинг складской логистики: комплексная услуга, при которой логистический оператор берет на себя прием товаров от поставщика, хранение, комплектацию, упаковку, организацию доставки, прием денег покупателей и обработку возвратов, обеспечивает постоянное присутствие товара на полке в нужном для клиента количестве и качестве, быстрое и точное распределение доставки. Стремление к минимальным издержкам, гибким условиям тарификации и различным схемам доставки будет, убеждена, и дальше развивать этот сегмент.
– Каким должен быть идеальный склад для онлайн-ритейлера?
– Распределительный центр должен быть расположен недалеко от основного рынка сбыта. Пока, к сожалению, онлайн-торговля развивается центростремительно, то есть концентрируется вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, в первую очередь – в силу неразвитости в регионах складской инфраструктуры. Поэтому вопрос удаленности распределительного центра от МКАД также пока имеет значение. Важно, чтобы склад имел хорошую транспортную доступность, удобные подъезды и был расположен недалеко от основных транспортных развязок.
В основном покупателю отправляются заказы из нескольких единиц товара, поэтому продукция должна храниться на многоярусных стеллажных мезонинах, в которых удобно обрабатывать товар поштучно. Необходимо наличие оборудования – конвейерная линия и/или подъемники, с помощью которых товар перемещается с верхних ярусов в зону комплектации. Так как товары отправляются покупателям в средне- и мелкотоннажном транспорте, а в некоторых случаях – и на легковых автомобилях, нужны адаптированные для погрузки товаров в любые виды автомобилей доки либо ворота или рампы, с которых было бы удобно отгружать товары в небольшие машины. Обязательным атрибутом идеального склада является вместительная парковка.
Разумеется, при организации такого склада предъявляются особые требования к обеспечению пожарной безопасности и системам пожаротушения.
– Привело ли стремительное развитие сегмента e-commerce в эпоху пандемии к формированию дефицита складских площадей?
– Прямой связи между дефицитом складских площадей и пандемией, скорее, нет, а вот между развитием онлайн-торговли и необходимостью развития складской инфраструктуры в регионах она, безусловно, существует. Мы видим, как наши клиенты из онлайн-сегмента активно идут в регионы, но инфраструктуры для развития их бизнеса там катастрофически не хватает, особенно на Дальнем Востоке. Строительство необходимых складских мощностей требует значительных материальных и временных инвестиций, но без него онлайн-торговле в масштабах всей страны развиваться будет весьма затруднительно. Речь в равной степени идет и о фулфилмент-центрах, и о складах «последней мили».
– Как в целом e-commerce изменил складскую логистику? Какие тенденции сейчас меняют этот рынок?
– Для клиентов из онлайн-сегмента требуется иная организация склада как здания: им больше подходят площадки для кросс-дока – с большим количеством ворот, определенной системой хранения и сквозным расположением основных блоков.
Поскольку в интернет-продажах огромное значение имеет скорость доставки, востребованы более короткие плечи и использование максимально мобильных курьеров, например на велосипедах или самокатах, это влечет за собой развитие совершенно нового типа складов – dark stores. Они по формату похожи на супермаркеты без вывесок, покупателей, рекламы и касс: пространство в них организовано так, чтобы комплектовщики могли максимально быстро собрать заказ, кроме того, в отличие от обычных складов, здесь выдерживаются более точные температуры хранения для разных категорий товаров, а сами площадки находятся в непосредственной близости от жилых и общественных зон.
– Какую долю занимает e-commerce на рынке складской логистики в России?
– По разным оценкам, эта доля составляет сегодня 21–25%, в нашем портфеле доля таких клиентов приближается к полновесной четверти.
Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.