Право на подавление
Тема защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) от актов незаконного вмешательства со стороны беспилотных средств рассматривалась сегодня на круглом столе «Досмотр в системе мер ОТБ: технологии и человеческий фактор».
«В области [защиты от] беспилотников было бы отлично, если этим занималась какая-то профильная организация, которая бы брала полностью ответственность за свои действия. То есть не субъект в рамках ПТБ (подразделения транспортной безопасности – прим ред.) был бы ответственен и противодействовал этим всем средствам, а это была назначенная, еще лучше государственная, организация, которая принимала бы решения [о подавлении дронов] и несла за них ответственность», – считает начальник центра компетенции по транспортной безопасности ООО «Новапорт Холдинг» Вячеслав Хорошилов.
Напомним, полномочия вести борьбу с беспилотниками, помимо силовых структур, таких как Минобороны, ФСО, Росгвардия, в настоящее время имеет ведомственная охрана. Это стало возможным благодаря внесению изменений в федеральное законодательство, которые вступили в силу 30 марта 2023 года.
Согласно закону, работники ведомственной охраны наделяются правом пресекать нахождение беспилотников в воздушном пространстве в целях отражения нападения на охраняемые объекты. Пресечение может осуществляться путем подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными аппаратами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения БПЛА. Однако на воздушном транспорте нет своей ведомственной охраны.
Как защититься и не навредить себе
В деле обеспечения безопасности ОТИ от беспилотных аппаратов существует ряд сложностей. Сегодня на рынке предлагается широкая линейка такой продукции, как радиоэлектронные ружья и блокираторы дронов. В то же время остается актуальным вопрос, насколько работа радиочастотных подавителей БПЛА может негативно повлиять на функционал собственной инфраструктуры, к примеру, на действующую систему навигационного оборудования аэропорта.
Проблема возникает не только у представителей воздушного транспорта. «В топливном-энергетическом комплексе крупные игроки этого рынка обеспечили свои производства таким набором [антидронного] оборудования, что беспилотники любого типа не прилетят. Там проблема в том, что, когда расположены рядом 2 субъекта, у них начинает фонить оборудование из-за того, что включаются сразу оба», – рассказал эксперт в области транспортной безопасности Максим Стельников.
Возникают риски и с точки зрения человеческого фактора. «Даже если оператор [службы безопасности компании] обучен и может воздействовать этой направленностью на дрон, где гарантия, что этот самый оператор не захочет совершить незаконное вмешательство, – обращает внимание В. Хорошилов. – Это средство [подавителя дрона] не такая безобидная вещь, как стационарный интроскоп или рамка».
Имеющиеся системы радиолокационной борьбы могут воздействовать на 80-90% беспилотных аппаратов, ранее говорил руководитель проекта «Касперский антидрон» Владимир Туров. По его словам, есть отдельный класс БПЛА, которые летят в режиме радиомолчания по заложенному в программу дрона заданию. Для них нужно разрабатывать новый тип физического противодействия.
«Нужно решение, которое могло бы вписаться в городские условия, не навредить инфраструктуре города, но при этом осуществлять функции защиты от беспилотников, которые нельзя подавить средствами радиолокационной борьбы», – отмечал эксперт.
По его мнению, для противодействия БПЛА следует применить научный подход и в первую очередь необходимо определить категории беспилотных аппаратов, представляющих разные степени угрозы и потом под каждую разрабатывать системы защиты
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.