• Ставка на полувагон
    2200
    -21 %
    руб./сут.
    май 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 53.77 1.26 EUR ЦБ РФ 56.36 1.72
    BTC 19235.81 usd BTC 1048351.65 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.05.2022 17:43:24
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Транспортный коридор Север – Юг: нужен, важен, но не работает

Поручение о проработке железнодорожных тарифов международного транспортного коридора Север – Юг накануне дал министр экономического развития России Максим Решетников. Заявлено, что МТК Север – Юг должен дать толчок к развитию в том числе Омской городской агломерации. Регион должен войти в евразийский транспортно-логистический проект «Агроэкспресс» на выгодных тарифных условиях перевозки грузов в рамках ЕАЭС. Однако, как рассказали РЖД-Партнеру, МТК Север – Юг существует, но в большей степени на бумаге.

Транспортный коридор Север – Юг: нужен, важен, но не работает
Спрос, который растет

МТК Север – Юг существовал еще при СССР, но в 2022 году аналог устаревшего маршрута планируют развивать. Он в нынешних экономических и политических условиях признан перспективным направлением, рассказывает РЖД-Партнеру генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов.

«Во-первых, логистические цепочки экспорта и импорта России после введения рекордного количества санкций сместились в сторону государств Азии и Ближнего Востока. Во-вторых, перевозки по данному маршруту обойдутся в разы дешевле, чем при пересечении Суэцкого канала – основной транспортной артерии, связывающей страны юга и севера», – говорит он.

Однако если при плановой экономике советского периода суда по МТК Север – Юг ходили по три раза в месяц, а путь от Астрахани до Ирана и обратно занимал 10 суток, то в современной России регулярных рейсов нет. А спрос на грузоперевозки в данном направлении есть, и он растет. По словам О. Шевцова, есть заказы на транспортировку в ОАЭ, Катар, Пакистан, а также Индию, Китай, Бангладеш. «По последнему – особо плотный трафик, так как раньше весь товарооборот проходил через порты Черного моря», – утверждает О. Шевцов.

Более того, накануне об интеграции Омской агломерации в МТК Север – Юг говорили в Минэкономразвития России. Реализация проекта «Агроэкспресс» с Узбекистаном, Азербайджаном, Казахстаном – один из успешных примеров использования инфраструктуры МТК Север – Юг, заявил глава ведомства Максим Решетников. «Проект позволяет переориентировать с автомобильного на железнодорожный транспорт часть грузопотока», – отметил он.

М. Решетников поручил проработать участие Омской агломерации в евразийском транспортно-логистическом проекте «Агроэкспресс», а также подготовить предложения по совершенствованию тарифных условий перевозки грузов в рамках ЕАЭС. «Мы позиционируем регион как промышленный центр – Омскую городскую агломерацию – и современный сельскохозяйственный комплекс сельских территорий. Географическое расположение на пересечении транспортных коридоров дает хорошие возможности для развития транзитного потенциала региона и логистики», – говорит губернатор Омской области Александр Бурков.

Не только коридор, но и транспорт

Однако член научного совета Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Александр Тысячников восторга по поводу реализации МТК Север – Юг не испытывает. По словам эксперта, транспортный коридор Север – Юг как таковой не существует, он есть только на бумаге.

«У иранской судоходной компании Khazar Shipping есть несколько судов, работающих в акватории Каспийского моря. И основная задача, которую решает иранская сторона, – обеспечение потребностей иранских грузовладельцев. Российскую сторону, которая могла бы работать на Россию, представляет небольшое количество региональных операторов, эксплуатирующих устаревший флот и пару сотен контейнеров. Этого явно недостаточно для полноценной работы транспортного коридора», – заявляет эксперт.

По состоянию на сегодня Россия в плане присутствия на Каспии значительно уступает своим соседям – Ирану, Казахстану и Азербайджану, которые за последние годы направили значительные инвестиции в развитие провозных и перевалочных мощностей на Каспии, добавляет он.

«Азербайджанские паромы в Россию не заходят, они заходят в порты Туркменистана и Казахстана. Казахстан при этом реализует масштабную программу развития портов на Каспии с прицелом на транзитный груз из Азии в Европу в обход России через Каспийское море. Европейские грузы в ближайшей и среднесрочной перспективе вернуть не удастся», – говорит А. Тысячников.

Основные усилия должны быть направлены на развитие индийского направления и в ближневосточные страны, добавляет эксперт. Неразвитость инфраструктуры коридора подняла цену на перевозки груза по данному направлению до $10 тыс. за один контейнер. Грузовладельцы, узнав эту цену, переговоры заканчивают, признается А. Тысячников. участники рынка с мнением эксперта согласны. Чтобы привлечь к маршруту еще больше грузоперевозчиков и заказчиков отправки грузов, необходимо скорректировать тарифы РЖД в сторону уменьшения, говорит О. Шевцов. «Региональные власти Омской области считают, что это позволит снизить финансовую нагрузку российских представителей промышленности и сельского хозяйства, а также транспортных компаний, что увеличит спрос на перевозки по МТК», – подчеркивает он.

Но стабилизация цен только на железнодорожные перевозки не сможет изменить ситуацию, парирует А. Тысячников. «С моей точки зрения, чтобы коридор работал, нужна тримодальная модель – и автотранспорт, и железнодорожный, и водный», – резюмирует он.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions