+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.05.2022 17:43:24
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Транспортный коридор Север – Юг: нужен, важен, но не работает

Поручение о проработке железнодорожных тарифов международного транспортного коридора Север – Юг накануне дал министр экономического развития России Максим Решетников. Заявлено, что МТК Север – Юг должен дать толчок к развитию в том числе Омской городской агломерации. Регион должен войти в евразийский транспортно-логистический проект «Агроэкспресс» на выгодных тарифных условиях перевозки грузов в рамках ЕАЭС. Однако, как рассказали РЖД-Партнеру, МТК Север – Юг существует, но в большей степени на бумаге.

Спрос, который растет

МТК Север – Юг существовал еще при СССР, но в 2022 году аналог устаревшего маршрута планируют развивать. Он в нынешних экономических и политических условиях признан перспективным направлением, рассказывает РЖД-Партнеру генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов.

«Во-первых, логистические цепочки экспорта и импорта России после введения рекордного количества санкций сместились в сторону государств Азии и Ближнего Востока. Во-вторых, перевозки по данному маршруту обойдутся в разы дешевле, чем при пересечении Суэцкого канала – основной транспортной артерии, связывающей страны юга и севера», – говорит он.

Однако если при плановой экономике советского периода суда по МТК Север – Юг ходили по три раза в месяц, а путь от Астрахани до Ирана и обратно занимал 10 суток, то в современной России регулярных рейсов нет. А спрос на грузоперевозки в данном направлении есть, и он растет. По словам О. Шевцова, есть заказы на транспортировку в ОАЭ, Катар, Пакистан, а также Индию, Китай, Бангладеш. «По последнему – особо плотный трафик, так как раньше весь товарооборот проходил через порты Черного моря», – утверждает О. Шевцов.

Более того, накануне об интеграции Омской агломерации в МТК Север – Юг говорили в Минэкономразвития России. Реализация проекта «Агроэкспресс» с Узбекистаном, Азербайджаном, Казахстаном – один из успешных примеров использования инфраструктуры МТК Север – Юг, заявил глава ведомства Максим Решетников. «Проект позволяет переориентировать с автомобильного на железнодорожный транспорт часть грузопотока», – отметил он.

М. Решетников поручил проработать участие Омской агломерации в евразийском транспортно-логистическом проекте «Агроэкспресс», а также подготовить предложения по совершенствованию тарифных условий перевозки грузов в рамках ЕАЭС. «Мы позиционируем регион как промышленный центр – Омскую городскую агломерацию – и современный сельскохозяйственный комплекс сельских территорий. Географическое расположение на пересечении транспортных коридоров дает хорошие возможности для развития транзитного потенциала региона и логистики», – говорит губернатор Омской области Александр Бурков.

Не только коридор, но и транспорт

Однако член научного совета Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Александр Тысячников восторга по поводу реализации МТК Север – Юг не испытывает. По словам эксперта, транспортный коридор Север – Юг как таковой не существует, он есть только на бумаге.

«У иранской судоходной компании Khazar Shipping есть несколько судов, работающих в акватории Каспийского моря. И основная задача, которую решает иранская сторона, – обеспечение потребностей иранских грузовладельцев. Российскую сторону, которая могла бы работать на Россию, представляет небольшое количество региональных операторов, эксплуатирующих устаревший флот и пару сотен контейнеров. Этого явно недостаточно для полноценной работы транспортного коридора», – заявляет эксперт.

По состоянию на сегодня Россия в плане присутствия на Каспии значительно уступает своим соседям – Ирану, Казахстану и Азербайджану, которые за последние годы направили значительные инвестиции в развитие провозных и перевалочных мощностей на Каспии, добавляет он.

«Азербайджанские паромы в Россию не заходят, они заходят в порты Туркменистана и Казахстана. Казахстан при этом реализует масштабную программу развития портов на Каспии с прицелом на транзитный груз из Азии в Европу в обход России через Каспийское море. Европейские грузы в ближайшей и среднесрочной перспективе вернуть не удастся», – говорит А. Тысячников.

Основные усилия должны быть направлены на развитие индийского направления и в ближневосточные страны, добавляет эксперт. Неразвитость инфраструктуры коридора подняла цену на перевозки груза по данному направлению до $10 тыс. за один контейнер. Грузовладельцы, узнав эту цену, переговоры заканчивают, признается А. Тысячников. участники рынка с мнением эксперта согласны. Чтобы привлечь к маршруту еще больше грузоперевозчиков и заказчиков отправки грузов, необходимо скорректировать тарифы РЖД в сторону уменьшения, говорит О. Шевцов. «Региональные власти Омской области считают, что это позволит снизить финансовую нагрузку российских представителей промышленности и сельского хозяйства, а также транспортных компаний, что увеличит спрос на перевозки по МТК», – подчеркивает он.

Но стабилизация цен только на железнодорожные перевозки не сможет изменить ситуацию, парирует А. Тысячников. «С моей точки зрения, чтобы коридор работал, нужна тримодальная модель – и автотранспорт, и железнодорожный, и водный», – резюмирует он.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions