• Ставка на полувагон
    1138
    1.7 %
    руб./сут.
    сентябрь 2021
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 72.56 0 EUR ЦБ РФ 85.46 0
    BTC 47990.28 usd BTC 3496091.90 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.07.2021 12:48:15
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Правовой вакуум в статусе экспедитора

Несмотря на то, что подавляющее большинство международных железнодорожных перевозок оформляется именно с участием экспедиторов, его правовой статус в международном регулировании до сих пор не определен. В  подавляющем большинстве юрисдикций он регулируется национальным законодательством о транспортно-экспедиторской деятельности, которое имеет широкую сферу применения и не учитывает специфику железнодорожных перевозок. Все это приводит к ряду сложностей в работе экспедиторских компаний.

Правовой вакуум в статусе  экспедитора
Международная железнодорожная  перевозка включает в себя большое количество участников, осуществляющих специализированные функции. Так, в ст. 2 Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) в качестве участников перевозочного процесса указаны отправитель, получатель, перевозчик. Указание на экспедитора как на третье лицо, исполняющее выполнение обязанности по уплате провозных платежей, содержится в ст. 31 СМГС без конкретизации прав и обязанностей указанного лица.

Государственные органы, осуществляющие налоговый и валютный контроль, при отсутствии специальных знаний о механизме осуществления международной грузоперевозки, зачастую осуществляют расширительное толкование правовых норм и применяют к железнодорожному экспедитору требования, относящиеся к собственникам перевозимого груза. Данные требования закономерны, если экспедитор является грузоотправителем, либо грузополучателем товара. В иных случаях экспедитор не передает и не принимает товар ни на одном из этапов осуществления перевозки, следовательно, у него отсутствуют документы на груз.

Кредитные организации, осуществляющие валютный контроль при осуществлении валютных платежей в адрес иностранных экспедиторов и перевозчиков, запрашивают у российских экспедиторов копии инвойсов, экспортно-импортных контрактов, таможенных деклараций в отношении перевозимого груза. При этом у контролирующих органов отсутствует понимание того, что экспедитор не имеет отношение к перевозимому товару, осуществляя деятельность по организации и координации перевозочного процесса.
С аналогичным подходом можно столкнуться и при взаимодействии с налоговыми органами.

Отсутствие определенности в правовом статусе экспедитора также влияет на взаимодействие с иностранными перевозчиками в рамках обмена информацией о данных грузоотправителей, для предъявления им претензий и о произведенных списаниях штрафов и иных удержаний. Примером может служить следующая ситуация: осуществляя оплату провозных платежей в рамках определенных территорий, экспедитор может не иметь оформленных правоотношений с зарубежным грузоотправителем, а также с перевозчиком страны отправления груза. При этом в соответствии с положениями СМГС грузоотправитель несет ответственность за заполнение накладной и достоверность указанных сведений, и именно к нему адресуются претензии в случае конфликтных ситуаций, например, начисления штрафов за превышение массы груза.  В настоящее время получение экспедитором контактных данных грузоотправителя существенно затруднено, перевозчик страны отправления груза не предоставляет их по запросу экспедитора, ссылаясь на отсутствие договорных отношений.

В таком случае   необходимым является информирование экспедитора о дополнительных списаниях, штрафах, допущенных по вине грузоотправителя или грузополучателя, но предъявляемых перевозчиком к экспедитору в момент их возникновения, для своевременного принятия соответствующих мер экспедитором.

Для устранения имеющихся противоречий и предоставления возможности экспедиторам и собственникам подвижного состава своевременно получать документы, соответствующие требованиям контрольно-надзорных органов, целесообразно было бы изменить форму накладной СМГС.
Необходимо включить в накладную листы для направления  дополнительным участникам перевозки, с указанием расширенных контактные данных об экспедиторе (адрес электронной почты, телефон), которые будет вносить грузоотправитель.

Последний перевозчик, после проставления соответствующих отметок о направлении перевозки, предоставлял бы указанные листы дополнительным участникам перевозки, включая расходы на обработку документов в сумму провозных платежей, либо списывая их с ЕЛС экспедитора.
Такие документы однозначно подтверждали бы исполнение международного договора перевозки, и соответствовали требованиям налоговых органов.
Обращаемся ко всем экспедиторам принять участие в обсуждении данного вопроса и формировании единой стратегии обращения в соответствующие органы (Комиссия по транспортному праву ОСЖД, Минтранс РФ) для решения данного вопроса.

(подготовлено на основе выступления на III Транспортном форуме «Логистическая панорама», организованном журналом «РЖД-Партнер» 29 июня в г. Санкт-Петербург)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 1998-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions