Международная железнодорожная перевозка включает в себя большое количество участников, осуществляющих специализированные функции. Так, в ст. 2 Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) в качестве участников перевозочного процесса указаны отправитель, получатель, перевозчик. Указание на экспедитора как на третье лицо, исполняющее выполнение обязанности по уплате провозных платежей, содержится в ст. 31 СМГС без конкретизации прав и обязанностей указанного лица.
Государственные органы, осуществляющие налоговый и валютный контроль, при отсутствии специальных знаний о механизме осуществления международной грузоперевозки, зачастую осуществляют расширительное толкование правовых норм и применяют к железнодорожному экспедитору требования, относящиеся к собственникам перевозимого груза. Данные требования закономерны, если экспедитор является грузоотправителем, либо грузополучателем товара. В иных случаях экспедитор не передает и не принимает товар ни на одном из этапов осуществления перевозки, следовательно, у него отсутствуют документы на груз.
Кредитные организации, осуществляющие валютный контроль при осуществлении валютных платежей в адрес иностранных экспедиторов и перевозчиков, запрашивают у российских экспедиторов копии инвойсов, экспортно-импортных контрактов, таможенных деклараций в отношении перевозимого груза. При этом у контролирующих органов отсутствует понимание того, что экспедитор не имеет отношение к перевозимому товару, осуществляя деятельность по организации и координации перевозочного процесса.
С аналогичным подходом можно столкнуться и при взаимодействии с налоговыми органами.
Отсутствие определенности в правовом статусе экспедитора также влияет на взаимодействие с иностранными перевозчиками в рамках обмена информацией о данных грузоотправителей, для предъявления им претензий и о произведенных списаниях штрафов и иных удержаний. Примером может служить следующая ситуация: осуществляя оплату провозных платежей в рамках определенных территорий, экспедитор может не иметь оформленных правоотношений с зарубежным грузоотправителем, а также с перевозчиком страны отправления груза. При этом в соответствии с положениями СМГС грузоотправитель несет ответственность за заполнение накладной и достоверность указанных сведений, и именно к нему адресуются претензии в случае конфликтных ситуаций, например, начисления штрафов за превышение массы груза. В настоящее время получение экспедитором контактных данных грузоотправителя существенно затруднено, перевозчик страны отправления груза не предоставляет их по запросу экспедитора, ссылаясь на отсутствие договорных отношений.
В таком случае необходимым является информирование экспедитора о дополнительных списаниях, штрафах, допущенных по вине грузоотправителя или грузополучателя, но предъявляемых перевозчиком к экспедитору в момент их возникновения, для своевременного принятия соответствующих мер экспедитором.
Для устранения имеющихся противоречий и предоставления возможности экспедиторам и собственникам подвижного состава своевременно получать документы, соответствующие требованиям контрольно-надзорных органов, целесообразно было бы изменить форму накладной СМГС.
Необходимо включить в накладную листы для направления дополнительным участникам перевозки, с указанием расширенных контактные данных об экспедиторе (адрес электронной почты, телефон), которые будет вносить грузоотправитель.
Последний перевозчик, после проставления соответствующих отметок о направлении перевозки, предоставлял бы указанные листы дополнительным участникам перевозки, включая расходы на обработку документов в сумму провозных платежей, либо списывая их с ЕЛС экспедитора.
Такие документы однозначно подтверждали бы исполнение международного договора перевозки, и соответствовали требованиям налоговых органов.
Обращаемся ко всем экспедиторам принять участие в обсуждении данного вопроса и формировании единой стратегии обращения в соответствующие органы (Комиссия по транспортному праву ОСЖД, Минтранс РФ) для решения данного вопроса.
(подготовлено на основе выступления на III Транспортном форуме «Логистическая панорама», организованном журналом «РЖД-Партнер» 29 июня в г. Санкт-Петербург)
Автор: Максим Трушин, Исполнительный директор ООО «Глобал Логистик»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.