+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.07.2023 13:25:06
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Когда Якутия будет связана с остальной частью России?

На сегодняшний день часть Якутии, которая находится на левом берегу Лены не имеет круглогодичной наземной транспортной связи с остальной частью России. Всего в этой части региона проживает 600 тыс. человек.
Транспортный вопрос в Якутии
Доставка жизненно важных грузов в регион осуществляется во время северного завоза. Сначала грузы доставляются по железной дороге до конечной железнодорожной станции Амуро-Якутской магистрали Нижний Бестях, что на правом берегу Лены. Затем они перегружаются на суда и доставляются до конечных точек по Лене. При этом навигация часто осложняется из-за ее обмеления. В рамках северного завоза всем необходимым обеспечивают жителей 13 арктических районов Якутии, где проживают около 68 тысяч человек. И порядка 150 дней в году в Якутск можно добраться только с помощью авиации.

В связи с этим стоимость доставки грузов ежегодно растет. 

Ленский мост: начало

Впервые вопрос о строительстве моста через реку Лену был поднят еще в СССР в 1980-х годах. Тогда в правительстве утверждался проект Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. По плану сдача объекта была намечена на 1995 год вместе с совмещенным автомобильно-железнодорожным мостом через Лену. В 1986 году было представлено технико-экономическое обоснование проекта с тремя вариантами строительства. В качестве приоритетного рассматривался мост в районе села Табага, которое находится в 15 км выше по течению от Якутска.

Но вскоре после распада СССР строительство железной дороги было замедлено и завершилось лишь в 2018 году. Конечная станция магистрали была построена рядом с поселком городского типа Нижний Бестях на правом берегу Лены напротив Якутска.

Вопрос о мосте через Лену был отложен в связи с высокой стоимостью проекта, а также по причине осложненных климатических условий, сложных геологических и гидрологических условий: вечной мерзлоты, высокой сейсмичности и опасности ледовых заторов на реке.

В 2006 году по итогам межведомственного совещания в Якутске было решено строить автомобильно-железнодорожный мост в Табагинском створе. Предполагаемая стоимость проекта составила 15,4 млрд руб. Сдать мост в эксплуатацию планировали в 2012 году. В 2008 году проект моста, разработанный компанией "Трансмост", получил положительное заключение Главгосэкспертизы. Однако средств на строительство тогда не нашлось.

Еще одна попытка вернуться к вопросу строительства Ленского моста была предпринята в 2013 году. Тогда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения по данному проекту. В марте 2014 года был определен подрядчик для строительства Ленского моста, но в то же время приоритетным направлением для финансирования стал Крымский мост через Керченский пролив.

В 2019 году вопрос строительства моста был поддержан Президентом РФ Владимиром Путиным и включен в Национальную программу развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года. Тогда же глава региона Айсен Николаев заявил, что строительство моста завершится в 2025 году и его стоимость составит 83 млрд рублей.

Ленский мост: наши дни

Работы по строительству моста ведутся поэтапно. Разделение на этапы позволило начать строительство фактически на год раньше, до получения заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» по основному этапу. В первый этап входят работы по подготовке территории, выносу и переустройству инженерных коммуникаций. Заключение государственной экспертизы по второму (основному) этапу проектно-сметной документации, планируется получить в третьем квартале 2023 года.

В прошлом году возведение Ленского моста в Якутии вошло в план пятилетнего дорожного строительства страны, утвержденное Правительством России.
В апреле текущего года Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) проведена активная работа с федеральными министерствами и ведомствами по реализации проекта строительства Ленского моста. Вместе с экспертами ФАУ «Главгосэкпертиза России» рассмотрена оптимизация технических решений строительства Ленского моста.

Также в апреле 2023 года проект Ленского моста дважды обсуждался на уровне заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина, проведено совещание с руководством Минфина России.

В мае текущего года помощник Президента РФ Максим Орешкин провел совещание по реализации мастер-планов Якутска и Нерюнгри. В ходе совещания глава Якутии Айсен Николаев сообщил, что Ленский мост включён в мастер-план городской агломерации как важнейший транспортный узел, который соединит три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт.
В 2022 году специалисты осуществляли перенос газопровода высокого давления общей протяженностью свыше 900 метров и отсыпке основной технологической площадки под административно-бытовую зону недалеко от села Старая Табага.

Также в прошлом году на левом берегу Лены демонтировано 37 опор сетей ВЛ 10 кВ, взамен смонтировано 49 новых. На правом берегу перенесены высоковольтные линии ВЛ 110 кВ протяженностью почти 4 км. На местах пересечения с будущей дорогой также перестраиваются сети ПАО «Ростелеком» и ПАО «МТС» длиной свыше 7,4 км.
Штаб строительства Ленского моста располагается на левом берегу, рядом с селом Старая Табага. Проектная документация предусматривает прокладку трассы в обход села. Это позволило сохранить всю существующую жилую застройку. Такое решение было принято несмотря на удлинение основного хода автотрассы и необходимость включения в проект дополнительных мостов через Табагинскую протоку.

В 2023 году продолжаются работы по переустройству линий электропередач ВЛ 110кВ на правом берегу.

Какие проблемы решит Ленский мост?

Ввод Ленского моста повысит транспортную доступность для населения региона почти в четыре раза — с 21% до 83%. Повышение транспортной доступности региона обеспечит снижение на 4,1 млрд рублей бюджетных затрат на северный завоз ежегодно, и в целом даст мультипликативный эффект в развитии смежных отраслей экономики.

Реализация строительства моста в республике будет иметь общий положительный социально-экономический эффект в развитии экономики Республики Саха (Якутия). Повышение транспортной доступности региона, за счет строительства Ленского моста, позволит обеспечить приток более 200 млрд рублей инвестиций в проекты.
Увеличится загрузка промышленных предприятий, повысится привлекательность создания новых производств, Ленский мост станет катализатором реализации ряда инвестиционных проектов с созданием не менее 4,5 тыс. рабочих мест.

Реализация проекта даст толчок к развитию транспортной инфраструктуры и обеспечит возможность создания в Якутске крупного мультимодального транспортного узла. Ленский мост соединит пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока — это более четверти всей территории России – свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт.

В зону круглогодичного транспортного сообщения будут интегрированы центральные, восточные и западные районы республики с охватом 87% населения Якутии. Значительно сократятся сроки и торгово-снабженческие издержки на завоз грузов в республику, в том числе продовольствия.

Со строительством Ленского моста увеличится интенсивность грузо- и пассажиропотоков на федеральных автомобильных дорогах «Вилюй», «Лена» и «Колыма», изменится транспортная схема доставки грузов на территорию Якутии с Восточной Сибири. Как минимум на 1 тыс километров сократится путь для автогрузового транспорта из Новосибирска, Красноярска и других сибирских городов до Центральной Якутии и далее до Магадана.

Общее снижение затрат по завозу ресурсов для нужд республики в результате строительства Ленского моста и перехода к новой схеме материального обеспечения составит от 30 до 70%, в зависимости от видов грузов и районов доставки. С вводом моста ожидается экономия в виде снижения государственной поддержки из бюджета региона порядка 5,2 млрд рублей, транспортной составляющей в себестоимости товаров.

Проезд по мосту будет бесплатным.

Технические характеристики моста:

Ленский мост представляет собой трехпилонную вантовую систему с балочными эстакадами на подходах.
Высота центрального пилона – 283,1 м;
Длина основных русловых пролетов – 2 по 840 м;
Количество полос движения – 2;
Высота боковых пилонов – 188, 6 м.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions