Встать на рельсы ИТ-перехода
Еще в конце прошлого года эксперты прогнозировали, что спрос транспорта и логистики на цифровые технологии к 2030-му может вырасти до $626,6 млрд. Для сравнения, в 2020 году он составил $89,4 млрд. Благодаря цифровой трансформации производительность труда в отрасли к 2030-му должна увеличиться на 20%.
Вместе с тем, по мнению основателя фонда Davidovs Venture Capital Николая Давыдова, после того как российский бизнес остался без зарубежных технологических партнеров, создавать что-то новое ему будет сложно. Как он утверждает, в изоляции ИТ-индустрия существовать не может – ей нужны связи с миром. Поддерживать работу государственных сервисов, скорее всего, получится. Но создавать новые продукты – вряд ли.
По его мнению, российский ИТ-рынок может стать маленькой версией китайского. Н. Давыдов ссылается на опыт изоляции в Китае: у китайских пользователей нет доступа к большому количеству американских сервисов – и чтобы те могли работать в КНР, им приходится идти на уступки местным властям, что нередко вызывает недовольство пользователей в США. Поэтому они периодически уходят с китайского рынка, а потом возвращаются, говорит эксперт.
На сегодня, по данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, каждая десятая (10,8%) отечественная компания осуществляет инновационную деятельность, в том числе выполняет исследования и разработки, необходимые для улучшения качества и конкурентоспособности нововведений. При этом собственные научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения, работающие на постоянной основе, есть примерно у 5,2% организаций.
Новое и отечественное
В настоящее время в транспортном (в том числе и железнодорожном) комплексе реализуется ряд масштабных проектов по созданию информационных систем нового поколения, позволяющих встроиться в изолированную ИТ-среду.
В последние годы в ОАО «РЖД» не перестают повторять, что цифровизация, автоматизация и искусственный интеллект должны изменить облик железнодорожного транспорта уже в ближайшем будущем. И монополия, и власти нацелены на оптимизацию мультимодальных грузовых перевозок, создание платформенных решений для выполнения бесшовных отправок, быстрое и качественное оформление грузов, в том числе в трансграничном сообщении, их сопровождение на всех этапах перевозки с использованием систем прослеживаемости и электронных товарно-транспортных документов.
Если говорить о конкретных новых решениях, то, например, холдинг «Синара – Транспортные машины» (СТМ, входит в группу «Синара») и автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет Иннополис» работают над созданием комплексного программного обеспечения, включающего проведение оперативной высокоточной диагностики транспортных средств с применением технологий компьютерного зрения. Одна из главных целей данной разработки – существенное повышение уровня безопасности при перевозке пассажиров.
Также 2 года назад РЖД разработали виртуального помощника маневрового диспетчера на сортировочных станциях, созданного с использованием технологий искусственного интеллекта. На стадии прототипа он снизил время простоя вагонов более чем на 20%. А весной этого года в рамках пилотного проекта интеллектуальной системой было оснащено 10 маневровых локомотивов. Их опытная эксплуатация проводилась на станциях Лоста и Дема, сообщил руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин.
При этом ранее в РЖД подчеркивали, что замена людей роботами на железной дороге будет происходить поэтапно и не во всех регионах РФ. «Сначала машинисты станут операторами, чтобы контролировать работу искусственного интеллекта дистанционно», – отмечал руководитель направления разработки систем машинного зрения компании «Сател» Виталий Самохин.
Бесперебойные возможности
Несмотря на беспрецедентные последствия санкций для российской авиаотрасли, современная гражданская авиация использует для надежной и эффективной работы множество цифровых систем и сервисов отечественной разработки. Сейчас в отрасли работает несколько базовых платформ. Среди них, например, интегрированная система управления предприятием SAP ERP, система Sabre, которая позволяет делать бронирование, и др.
Также разработана отечественная система поддержания летной годности и технического обслуживания и ремонта воздушных судов – AMOS. Она позволяет воздушным судам находиться в воздухе не менее 12 часов.
В сфере Big Data уже несколько лет идет разработка искусственного интеллекта в части определения ценообразования пассажиропотоков и предиктивных ремонтов. Также большое внимание уделяется 3D-печати в самолетостроении и проработке умных терминалов в аэропортах.
А «Почта России» с середины этого года начала на Ямале опытную эксплуатацию беспилотных авиационных систем для доставки грузов. В 2023-м маршрутную сеть расширят за счет Камчатки и Ханты-Мансийского автономного округа. Ранее сообщалось, что в эксплуатацию будут введены также конвертопланы: их себестоимость в сравнении с самолетами гораздо ниже в части обслуживания лизинга и амортизации.
В целом, как сообщил в июне замглавы Минцифры России Андрей Черненко, крупнейшие российские авиакомпании планируют в октябре завершить экстренный переход с зарубежных систем на отечественное ПО. В первую очередь речь идет о системах бронирования.
Больше свободы
Транспортная отрасль как основа экономики еще до введения санкций нуждалась в самых современных цифровых технологиях. Это позволяет ей оставаться конкурентоспособной на мировом рынке, обеспечивать потребность в перевозках растущих объемов пассажиров и грузов, а также доступность и качество оказываемых услуг.
Но и предприниматели, и власти нехотя признают: хотя импортозамещение и идет с 2014 года, в ряде случаев зависимость от импорта была недооценена.
В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) санкции сегодня называют способом обеспечения технологической независимости. «Автопром и авиапром – это классический пример того, когда мы, работая, как нам казалось, с надежными партнерами из Италии, Франции и т. д., оказались в полной зависимости при производстве отечественных машин. Теперь нам понадобится несколько лет для того, чтобы импортозаместиться», – рассуждает президент РСПП Александр Шохин.
На сегодня реестр российского ПО содержит около 13 тыс. решений по всем классам программного обеспечения. Безусловно, от государства сейчас требуется принятие активных и энергичных мер поддержки промышленности и транспортной отрасли в частности. Но, как говорят и в РСПП, и сами участники транспортного рынка, переход на ИТ и отечественные продукты должен быть более свободным.
Подробнее читайте в свежем выпуске журнала РЖД-Партнер.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.