+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.08.2022 13:21:03
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

ИT-ускорение на транспорте

Развитие ИT-технологий в транспортной отрасли приведет к перестройке транспортной инфраструктуры, говорят эксперты. А ускорение развития технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности (VR, AR, MR) приведет к снижению спроса на пассажирские перевозки. При этом при ИТ-переходе возможен существует целый ряд рисков для участников транспортного рынка – удешевление изначально дорогостоящих новых технологий за счет высокого спроса со стороны широких масс потребителей и их массовое воспроизводство.
Встать на рельсы ИТ-перехода

Еще в конце прошлого года эксперты прогнозировали, что спрос транспорта и логистики на цифровые технологии к 2030-му может вырасти до $626,6 млрд. Для сравнения, в 2020 году он составил $89,4 млрд. Благодаря цифровой трансформации производительность труда в отрасли к 2030-му должна увеличиться на 20%.

Вместе с тем, по мнению основателя фонда Davidovs Venture Capital Николая Давыдова, после того как российский бизнес остался без зарубежных технологических партнеров, создавать что-то новое ему будет сложно. Как он утверждает, в изоляции ИТ-индустрия существовать не может – ей нужны связи с миром. Поддерживать работу государственных сервисов, скорее всего, получится. Но создавать новые продукты – вряд ли.

По его мнению, российский ИТ-рынок может стать маленькой версией китайского. Н. Давыдов ссылается на опыт изоляции в Китае: у китайских пользователей нет доступа к большому количеству американских сервисов – и чтобы те могли работать в КНР, им приходится идти на уступки местным властям, что нередко вызывает недовольство пользователей в США. Поэтому они периодически уходят с китайского рынка, а потом возвращаются, говорит эксперт.

На сегодня, по данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, каждая десятая (10,8%) отечественная компания осуществляет инновационную деятельность, в том числе выполняет исследования и разработки, необходимые для улучшения качества и конкурентоспособности нововведений. При этом собственные научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения, работающие на постоянной основе, есть примерно у 5,2% организаций.

Новое и отечественное

В настоящее время в транспортном (в том числе и железнодорожном) комплексе реализуется ряд масштабных проектов по созданию информационных систем нового поколения, позволяющих встроиться в изолированную ИТ-среду.

В последние годы в ОАО «РЖД» не перестают повторять, что цифровизация, автоматизация и искусственный интеллект должны изменить облик железнодорожного транспорта уже в ближайшем будущем. И монополия, и власти нацелены на оптимизацию мультимодальных грузовых перевозок, создание платформенных решений для выполнения бесшовных отправок, быстрое и качест­венное оформление грузов, в том числе в трансграничном сообщении, их сопровождение на всех этапах перевозки с использованием систем прослеживаемости и электронных товарно-транспортных документов.

Если говорить о конкретных новых решениях, то, например, холдинг «Синара – Транспортные машины» (СТМ, входит в группу «Синара») и автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет Иннополис» работают над созданием комплексного программного обеспечения, включающего проведение оперативной высокоточной диагностики транспортных средств с применением технологий компьютерного зрения. Одна из главных целей данной разработки – существенное повышение уровня безопасности при перевозке пассажиров.

Также 2 года назад РЖД разработали виртуального помощника маневрового диспетчера на сортировочных станциях, созданного с использованием технологий искусственного интеллекта. На стадии прототипа он снизил время простоя вагонов более чем на 20%. А весной этого года в рамках пилотного проекта интеллектуальной системой было оснащено 10 маневровых локомотивов. Их опытная эксплуатация проводилась на станциях Лоста и Дема, сообщил руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин.

При этом ранее в РЖД подчеркивали, что замена людей роботами на железной дороге будет происходить поэтапно и не во всех регионах РФ. «Сначала машинисты станут операторами, чтобы контролировать работу искусственного интеллекта дистанционно», – отмечал руководитель направления разработки систем машинного зрения компании «Сател» Виталий Самохин.

Бесперебойные возможности

Несмотря на беспрецедентные последствия санкций для российской авиаотрасли, современная гражданская авиация использует для надежной и эффективной работы множество цифровых систем и сервисов отечественной разработки. Сейчас в отрасли работает несколько базовых платформ. Среди них, например, интегрированная система управления предприятием SAP ERP, система Sabre, которая позволяет делать бронирование, и др.

Также разработана отечественная система поддержания летной годности и технического обслуживания и ремонта воздушных судов – AMOS. Она позволяет воздушным судам находиться в воздухе не менее 12 часов.

В сфере Big Data уже несколько лет идет разработка искусственного интеллекта в части определения ценообразования пассажиропотоков и предиктивных ремонтов. Также большое внимание уделяется 3D-печати в самолетостроении и проработке умных терминалов в аэропортах.

А «Почта России» с середины этого года начала на Ямале опытную эксплуатацию беспилотных авиационных систем для доставки грузов. В 2023-м маршрутную сеть расширят за счет Камчатки и Ханты-Мансийского автономного округа. Ранее сообщалось, что в эксплуатацию будут введены также конверто­планы: их себестоимость в сравнении с самолетами гораздо ниже в части обслуживания лизинга и амортизации.

В целом, как сообщил в июне замглавы Минцифры России Андрей Черненко, крупнейшие российские авиакомпании планируют в октябре завершить экстренный переход с зарубежных систем на отечественное ПО. В первую очередь речь идет о системах бронирования.

Больше свободы

Транспортная отрасль как основа экономики еще до введения санкций нуждалась в самых современных цифровых технологиях. Это позволяет ей оставаться конкурентоспособной на мировом рынке, обеспечивать потребность в перевозках растущих объемов пассажиров и грузов, а также доступность и качество оказываемых услуг.

Но и предприниматели, и власти нехотя признают: хотя импортозамещение и идет с 2014 года, в ряде случаев зависимость от импорта была недооценена.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) санкции сегодня называют способом обеспечения технологической независимости. «Автопром и авиапром – это классический пример того, когда мы, работая, как нам казалось, с надежными партнерами из Италии, Франции и т. д., оказались в полной зависимости при производстве отечественных машин. Теперь нам понадобится несколько лет для того, чтобы импортозаместиться», – рассуждает президент РСПП Александр Шохин.

На сегодня реестр российского ПО содержит около 13 тыс. решений по всем классам программного обеспечения. Безусловно, от государства сейчас требуется принятие активных и энергичных мер поддержки промышленности и транспортной отрасли в частности. Но, как говорят и в РСПП, и сами участники транспортного рынка, переход на ИТ и отечественные продукты должен быть более свободным.

Подробнее читайте в свежем выпуске журнала РЖД-Партнер
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions