+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.03.2022 13:05:25
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Эксперты прогнозируют развитие мошеннических схем на рынке грузоперевозок

Автоперевозчики из-за мошеннических схем лишились грузов на сумму в $110 млн в 2021 году, это почти столько же, как и в 2020-м, заявляют авторы исследования TT Club, IMPACT и TAPA «Криминальные тенденции в грузоперевозках в России – 2020». Однако, как заявил Сергей Богатов, генеральный директор юридической компании «Богатов Групп», в своем выступлении на онлайн-семинаре «Грузовая панорама. Металл: особенности логистики металлургических грузов», которую организовывает РЖД-Партнер, в 2022 году число мошеннических схем увеличится многократно.
Грузоперевозчики бьются за металл

Участники онлайн-семинара «Грузовая панорама», которую организовал РЖД-Партнер, заявляют, что часть металлургических грузов с железнодорожной сети перейдет на автомобильную. А там грузовладельцы, которые привыкли работать с железнодорожным монополистом, неожиданно для себя столкнутся с огромным количеством автоперевозчиков. Часть из них – мошенники, безапелляционно заявляет Сергей Богатов.

«Любой кризис приводит к всплеску мошенничества – это вещь закономерная», – говорит он.

Мошенники сферы автоперевозок активизируются, как показывает практика, накануне календарных праздников, или выходных, или в кризис, добавляет эксперт. Перманентное состояние кризиса российские грузовладельцы переживают последние два года, но в последние две недели уровень кризиса стал зашкаливать: привычные логистические цепочки разорвались, и теперь даже привычные схемы по оплате товара не работают.

На российском рынке автомобильных грузоперевозок мошеннические схемы уже не только сформировались, но они уже «обкатаны» и доведены до совершенства. Удивительно, но, со слов эксперта, любого грузовладельца можно обмануть всего двумя способами: либо выгрузить транспортное средство по адресу, который не указан в транспортной накладной, либо отвезти груз в неизвестном направлении, предъявив поддельные документы.

«Полторы недели назад, в начале марта, заказчик лишается партии полиэтиленовых пакетов. А теперь, когда заказчики все чаще заказывают транспортировку металла, мошенничеств станет намного больше», – говорит он.

Грузовладелец не всегда может проверить автоперевозчика – на рынке есть компании с безупречной репутацией. Но в какой-то момент компания набирает массу заказов, забирает товар или берет деньги за перевозку и исчезает, перечисляет эксперт.

«Грузовладельцев может насторожить тот факт, что такая компания накануне «большого чеса» сменила собственника», – отмечает эксперт и тут же оговаривается, что иногда бывший собственник не уведомляет о перепродаже компании даже налоговую.

Волшебное слово «наличка»

Но главное определение мошенника – это волшебное слово «наличка», утверждает эксперт. Чаще всего его слышит и грузовладелец, и даже водитель фуры, и после этого слова у всех участников логистической цепочки отключается логика и защитная функция. Зачастую участники логистической цепочки делают все, что просит мошенник: водитель, например, выгружает автотранспортное средство не по адресу и тут же получает расчет наличными, и грузовладельцы сами отдают наличные мошеннику, «потому что банковская система дала сбой». В мошеннической схеме нередко появляется множество посредников.

«Грузовладелец составляет контракт с заказчиком на перевозку, например, на 100 тыс. руб., а отдает посреднику на 20 тыс. руб. больше. Понятно, что мнимый посредник, выступающий от имени перевозчика, получает деньги и исчезает. И все спокойны, пока не выясняется, что деньги забрал мошенник», – отмечает С. Богатов.

Эксперт утверждает, что избавить рынок автогрузоперевозок от мошенников невозможно. Участники рынка могут только снизить их число на рынке, но на защите мошенников стоит человеческий фактор. Грузовладелец, переживая волнение и стресс, не просто дает шанс мошеннику на обман, но даже и повышает его. Автовладельцев могут спасти специализированные программы, позволяющие проверять паспортные данные перевозчика, изучать репутацию компании.

«Грузоотправители проверяют и само транспортное средство, и паспорт водителя, и документы компании-автоперевозчика крайне дотошно. Но в случае высокорисковых товаров столь долгое и дотошное изучение документов обоснованно, ведь металл – высоколиквидный товар и продать его на сторону крайне легко. И главное, грузоотправитель не должен экономить на службе безопасности, хотя даже она (есть у нас такое в практике) не смогла обнаружить мошенника», – продолжает С. Богатов.

Груз обязательно надо страховать, добавляет эксперт и тут же оговаривается: даже страховка не может быть панацеей, так как страховая использует все возможности, чтобы страховое возмещение не оплачивать.

«Но я бы не исключал страхование, конечно», – резюмирует эксперт.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions