+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.04.2025 16:23:39
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Автоматизация наступает на логистику: как это может поменять рынок труда?

Автоматизация в логистике идет неравномерно: уровень внедрения технологий во многом зависит от ресурсов компаний (крупные в этот процесс вливаются быстрее), специфики бизнеса. Но так или иначе цифровые решения все равно становятся частью процессов, в том числе они могут частично брать на себя функционал сотрудников. Спросили у экспертов, сможет ли «цифра» в широком смысле этого слова заменить работников?
Автоматизация наступает на логистику: как это может поменять рынок труда?
Постепенная автоматизация

Полноценный переход на высокий уровень автоматизации логистических компаний может занять от 5 до 10 лет, дает прогноз руководитель проектов группы ИТ-компаний TeamIdea Александр Покрашевский. «Темпы зависят от готовности бизнеса инвестировать в технологии и от развития законодательной базы, регулирующей использование автономных решений, таких как беспилотный транспорт», – добавляет эксперт. Во многом повышение уровня автоматизации бизнеса будет влиять и на замену ручного труда.

Однако в ближайшие годы ждать масштабных изменений не придется, подтверждает и президент Ассоциации «Национальные системы управления» Сергей Новиков – уровень автоматизации по рынку не такой высокий, чтобы компании могли системно отказываться от сотрудников.

«Количество компаний, которые автоматизируют свою логистику, с каждым годом растет. Так, «Транснефть-Логистика» в 2023 году перевела 20 грузоперевозчиков на новый формат работы с ЭПД. «Деловые Линии» управляют автопарком через TMS-систему, которая снижает нагрузку на логистов на 10%. А компания «Грузовичкофф» организовала собственный ИТ-департамент, чтобы создавать подходящие продукты для внутренних нужд: автоматизация раздачи и принятия заказов, контроль водителей. Но в логистике есть и консерваторы – люди боятся, что внедрение нововведений разрушит устоявшуюся рабочую схему. Еще в январе 2024 года ассоциация «Национальные системы управления» опросила 120 компаний на рынке грузоперевозок, чтобы оценить уровень их цифрового развития. Около 70% сказали, что ведут учет в Excel-таблицах, а с грузоотправителями взаимодействуют через мессенджеры», – комментирует С. Новиков.

Быть или не быть ручному труду?

Несмотря на перспективы в будущем, эксперты отрасли все-таки называют ряд профессий, которые могут через какое-то время оказаться, говоря образно, на обочине трудового рынка.
Наиболее уязвимыми остаются профессии, связанные с рутинными операциями. В первую очередь это кладовщики, операторы логистических данных, диспетчеры по маршрутизации и сотрудники, занимающиеся ручной обработкой документов, говорят эксперты. «Сейчас, с учетом обязательного перехода на электронные накладные в рамках законодательных требований, такие задачи просто физически уходят в цифру. Вопрос уже ставится не как «хочу – не хочу», а как «либо автоматизируй, либо не работай». Мы видим, как логистические компании срочно адаптируются: внедряют электронный документооборот, настраивают интеграции с ГИС ЭДО, цифровыми платформами, внутренними ERP. Все это делается не из любви к технологиям, а потому что без этого бизнесу просто не выжить. Там, где раньше вручную забивали накладные, сейчас работают автоматические сценарии – и это, помимо соблюдения закона, еще и повышает точность, скорость, снижает вероятность ошибок», – уточнил Максим Захаренко, создатель интеграционной облачной платформы «Облакотека».

Беспилотные грузовики в перспективе могут уменьшить спрос на водителей-дальнобойщиков, особенно на длинных маршрутах с предсказуемыми условиями движения, добавляет А. Покрашевский.

Руководитель оперативного штаба Независимого профсоюза «Новый Труд» Алексей Неживой высказывается за уход от человеческого труда к технологиям весьма категорично. Он отметил, что профсоюз детально исследует эту тему, делает прогнозы относительно разных профессий. Профессию логиста эксперт причисляет к умирающим: «Хотя Росстат и Минтруд прогнозируют ее востребованность в ближайшие годы, мы полагаем, что цифровые платформы и решения на основе искусственного интеллекта практически полностью вытеснят большинство специалистов из этой сферы. Например, логист, который организует перевозку грузов, выбирает транспорт и маршруты – всю эту работу уже сейчас может взять на себя искусственный интеллект. Пока мы имеем «1С», но вскоре появятся более продвинутые ИИ-платформы, способные управлять этими процессами практически без участия человека. Конечно, есть направления, где полная автоматизация пока затруднена, например, международное сотрудничество. Однако даже здесь, в рамках Межпарламентской ассамблеи стран СНГ, ведется активная работа по стандартизации права и созданию модельных законов. И в какой-то момент искусственный интеллект сможет справляться и с международными коммуникациями, и с взаимодействием с контрагентами».

А. Неживой говорит, что жизнеспособными останутся в основном профессии, которые можно назвать творческими – например, это инженеры по логистике, операторы кросс-логистики. Но эти профессии станут уделом немногих узкоспециализированных, высокопрофессиональных специалистов.

Однако большинство экспертов все же сходятся на том, что люди (не только узкие специалисты) все равно будут нужны в компаниях, даже тех, где активно внедряют автоматизацию процессов, просто уже в других ролях: вместо ручного ввода данных – контроль качества, управление процессами, работа с нестандартными ситуациями.

С. Новиков считает, что технологии не смогут полностью заменить человека: «ИТ-инструменты не способны полностью заменить логиста, как и беспилотные автомобили – водителей. Наоборот, в отрасли есть ярко выраженный дефицит кадров – не хватает специалистов, которые умеют работать с современными технологиями». Спикер уточняет, что научные сотрудники Сколково и Агентства стратегических инициатив опубликовали список из 57 профессий, которые вытеснит искусственный интеллект к 2030 году, куда вошли и логисты, однако многие эксперты считают, что данные исследования были истолкованы неверно – профессии не исчезнут, а пройдут через трансформацию. «Нейросети не смогут выполнить все задачи, с которыми справляется человек. Физический труд останется востребованным. Под угрозой окажутся сотрудники, которые работают по-старому – например, общаются в обычных мессенджерах, ведут таблицы в Excel, используют бумажный документооборот. Но интеллект человека остается непревзойденным по гибкости и адаптивности», – прогнозирует С. Новиков.

По мнению создателя веб-сервиса (SaaS) для планирования и оптимизации маршрутов городской доставки «Инструменты логиста 24» Сергея Невзорова, массовые сокращения из-за автоматизации отрасли могут начаться через 5–7 лет, но процесс будет неравномерным, то есть обозначенные сроки – даже не средняя температура по больнице.

«Ключевой фактор – стоимость технологий и внедрения. Например, роботы-сортировщики становятся дешевле, а ИИ для прогнозирования спроса – доступнее. Я считаю, что уже через 5–10 лет до 100% рутинных операций (учет, сортировка, маршрутизация) перейдут к машинам», – считает С. Невзоров. Но при этом он согласен, что полный отказ от людей маловероятен: даже в автоматизированных цехах нужен контроль и обслуживание систем. Однако компании все равно встанут перед выбором в процессе автоматизации – сокращать или переучивать сотрудников?
«Сценарий в большей степени зависит от внутренней культуры каждого конкретного предприятия. Яркий пример – компания Maersk. Внедрив блокчейн для отслеживания грузов, они не уволили логистов, а обучили их работать с цифровыми платформами. Аналогично на складах «СберЛогистики» операторы стали курировать роботов вместо ручного сбора заказов. Однако сокращения уже есть, но чаще компании предпочитают переобучать или давать смежные обязанности, чтобы сохранить лояльность сотрудников и избежать затрат на найм новых специалистов», – заключает собеседник.

Мнение логистов

У представителей логистических компаний взгляды на трудовой рынок в логистике, скорее, совпадают. Татьяна Патужная, сооснователь логистической компании Sigma, считает, что автоматизация полностью не заменит сотрудников в логистике и даже не сократит их число на 50%: «Кадровый дефицит в логистике был, есть и, скорее всего, будет. Автоматизация может лишь немного облегчить ситуацию, позволяя компании не прерывать работу в период смены сотрудников. Таким образом, автоматизация не способствует сокращению штата – я категорически не согласна с таким утверждением».

К тому же, добавляет Т. Патужная, лишь около 10–15% российских логистических компаний готовы вкладываться в автоматизацию. Тем более, что вложиться в нее один раз недостаточно: придется оплачивать доработки, поддерживать ПО. Большинство компаний позволить себе таких вложений не могут, что не дает права говорить о том, что кадры в логистике нужны не будут.
Эксперт считает, что сегодня в логистических компаниях вообще нет подхода, что какие-то профессии не нужны. Сейчас вузы и колледжи не учат логистике в полной мере, поэтому такие кадры часто еще и в дефиците. Если взять складских работников, то их функционал меняется, но сама профессия все так же необходима: «Раньше были кладовщики, теперь у них в руках сканеры, но суть работы та же».

«Наша компания работает на рынке 25 лет, и мы пробовали разные системы. Сейчас у нас автоматизировано около 40% процессов, остальное – ручной труд. Я уверена, что искусственный интеллект не заменит людей полностью, потому что без человеческого мышления невозможно разрабатывать логистические решения и двигать экономику вперед», – резюмирует Т. Патужная.
Основатель и генеральный директор WEVED Мария Попова говорит о том, что будущее – за сочетанием автоматизации и ручного труда: «На международном уровне автоматизация в первую очередь связана с электронным документооборотом. Технологические решения, такие как распознавание документов и электронная цифровая подпись (ЭЦП), не заменяют человеческий труд, а, наоборот, оптимизируют его. Эти инструменты позволяют ускорить обработку грузовых накладных и других сопроводительных документов, что критически важно в условиях глобальной торговли. Человеческий фактор по-прежнему играет важную роль в решении нестандартных ситуаций и управлении сложными процессами». Собеседница издания прогнозирует, что в цепях международных поставок в ближайшие 5–7 лет не ожидается значительного снижения потребности в кадрах, но при этом будут расти требования к уровню технической грамотности работников: «Компании будут искать специалистов, способных эффективно взаимодействовать с современными цифровыми инструментами и адаптироваться к новым условиям. Важно понимать, что автоматизация не является угрозой для рабочих мест, а, скорее, возможностью для повышения квалификации и улучшения качества работы в логистической сфере».

Мария Шиповалова, директор по персоналу и коммуникациям FM Logistic в России, тоже подчеркивает, что трансформации в трудовом секторе из-за развития автоматизации не вызывают безработицу. Даже больше: ближайшие пять лет в логистике будет сохраняться серьезная нехватка персонала.

Автоматизация позволяет повысить производительность, освободить людей от повторяющихся неинтересных действий и дать им возможность заниматься обязанностями, которые будут их развивать: «Меняется функционал. Например, на складах есть система шлагбаумов, которые человек поднимает нажатием кнопки. Это явно не самая интеллектуальная работа. Однако если этот процесс автоматизирован, сотрудник может заняться другими вещами: проверить документы водителя, сделать обход склада. В FM Logistic мы также автоматизировали процесс клининга: запускаем автономного робота. Он лучше человека справляется с уборкой ровных поверхностей, но полностью заменить ручной труд все равно не может. То же самое касается и инвентаризации. Многие задачи способны выполнять дроны, но работа с мелкоштучным ассортиментным товаром, например, пока что под силу только человеку».

В службе доставки Dalli процесс автоматизации для кадров видят в более драматичных тонах. Евгений Корсаков, hr-директор службы, пояснил, что автоматизация логистических процессов (доставки, учета, хранения товаров, управления цепями поставок и др.) неизбежно сокращает количество вакансий.

«Уже сегодня ряд профессий в логистике частично заменены цифровыми решениями. Например, если раньше логисты-диспетчеры вручную выстраивали маршруты, то сегодня этим занимается программа. Специалисту лишь остается проверить верность составленной карты. Поэтому теперь данных специалистов требуется в 2–3 раза меньше», – говорит Е. Корсаков. Уже сейчас в развитых компаниях персонал в среднем сократился на 20–30%, в отдельных профессиях эта доля может доходить до 50%, заключает он. Однако пока это не повсеместные тенденции, доля сокращений зависит в основном от масштабов бизнеса. В целом, полностью отказаться от сотрудников какой-либо специальности в ближайшей перспективе невозможно:
«Рынок кадров продолжит претерпевать структурные изменения, работники станут изменять набор своих навыков и переучиваться на новые профессии. Лишь в далеком будущем можно представить ситуацию, где курьеры будут заменены роверами и дронами. Однако пока что такая проблема даже в теории не угрожает работникам».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions