+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.04.2022 09:53:13
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Мировой рынок в 2023 году может столкнуться с голодом

К такому выводу пришли аналитики немецкого журнала Сompact-online. Цепочка выводов выстроена такая: в ЕС могут обойтись без российского газа, если закроют часть энергоемких производств, а это прежде всего химические заводы. Таким образом, сократится выпуск минудобрений. Их дефицит приведет к уменьшению выпуска сельхозпродукции. Прежде всего зерна и кукурузы.
Причем данную тенденцию усилит ускоренный переход на зеленые технологии: солнечные батареи и ветряки обернутся изъятием части сельхозземель на юге ЕС из оборота.
Дефицит минудобрений сократит также и посевы рапса для выпуска метанола растительного происхождения, который добавляют в экобензин. В результате в ЕС придется еще и больше потреблять нефтепродуктов.

А попытка сэкономить потребление энергоресурсов ведет не только к сокращению расходов на кондиционирование помещений, но еще и к затемнению крупных мегаполисов в ночное время.

К таким выводам пришли немецкие аналитики, представившие результаты своих исследований немецкому правительству. Результаты выглядят шокирующими. Можно походить в своей квартире зимой в свитерах и не выглядывать по ночам на темные улицы, но совсем другое дело – столкнуться с дефицитом хлеба.

Наконец, есть еще побочные факторы, которые были выявлены в ходе штабных двухнедельных учений Lukex-18 (проведены в 2018 г. на юге Германии). Тогда было установлено, что более половины закупок продовольствия в немецких городах зависит от поставок газа. Это пекарни, молочные фермы, птицефабрики и скотобойни. Все они должны были бы ограничить работу из-за отсутствия технологического тепла.

Главный риск – минудобрения

По ряду направлений в Германии могут принять компенсационные меры. Однако наиболее уязвимым местом была названа нехватка поставок минудобрений из России и Белоруссии, отметил представитель фермерского хозяйства Германии Маттиас Бернингер. Из-за этого фермеры по всему миру не смогут выращивать зерно.
Вот это и способно привести к голоду в 2023 году. Причем его оценивают как «величайший голод в истории», поскольку коснется он многих стран мира.

Эксперты рынка сошлись во мнении, что удобрения стали практически недоступны для более бедных стран. Во-первых, из-за запрета на поставки минудобрений из России и Белоруссии. А в ЕС альтернативы им с учетом рисков сокращения производства в еврозоне практически нет.
Во-вторых, придется столкнуться с высокими ценами на удобрения. Прежде всего на азотные, вплоть до того, что их применение может быть ограничено из-за запредельной стоимости.

Когда ждать дефицита

Критическим периодом для появления подобных рисков становится лето 2022 года. Если сбой с поставками все же произойдет, то это негативно отразится на осеннем цикле внесения минудобрений из расчета на урожай 2023-го. Он в таком случае окажется, вероятнее всего, более низким.

Экономист Кэйити Кай считает, что если это произойдет на фоне снижения поставок зерна с Украины, то не исключен серьезный продовольственный кризис не только в ЕС, но и в ряде других стран, которые зависят от импорта зерна. К. Кай не исключает, что это приведет к началу голода.

Кроме того, при затягивании ситуации на Украине пшеница может подорожать в несколько раз. Альтернативные пшенице продукты, в частности кукуруза, также вырастут в цене из-за повышенного спроса, что приведет по цепочке к росту стоимости других продовольственных товаров, считают аналитики Сompact-online.

Российские экспортеры – в условиях санкций

Следует отметить, что со стороны РФ на экспорт минудобрений также введены ограничения – с 1 декабря 2021-го до конца лета текущего года. По данным Минсельхоза России, для азотных удобрений квота составила 5,9 млн т, а для сложных – 5,35 млн т.

В первую очередь ограничение затронуло рынок США, где российский экспорт составляет сегодня около 500 тыс. т, Китай – около 550 тыс. т, Бразилию – 800 тыс. т и Европу – около 510 тыс. т.

Кроме того, с 2 февраля по 1 апреля 2022 года был установлен временный запрет на вывоз из РФ отдельных видов азотных удобрений за пределы Евразийского экономического союза. А затем была введена очередная квота: с 17 апреля до 31 мая разрешено вывозить до 5,7 млн т азотных удобрений и до 5,6 млн т – сложных.
Остальные виды минудобрений в ЕС могли приобретать в РФ без особых ограничений со стороны РФ. Однако для этого покупателю было необходимо получить евроразрешение на ввоз и зафрахтовать балкер.

Ранее часть грузопотока в страны Европы шла в контейнерах. В марте на Северо-Западе из-за снятия значительного количества ротаций морских контейнеровозов возникли сложности с ввозом в РФ порожних контейнеров. Соответственно отправок в контейнерах минудобрений было мало. При этом экспорт данной номенклатуры как в хопперах (навалом), так и в полувагонах (в биг-бегах) продолжился.

В итоге в марте текущего года объем перевалки минудобрений через российские морские порты составил 4,7 млн т, что больше, чем за аналогичный период 2021 года, на 8,5%.

Старые контракты в апреле истекают

И все же ситуация в целом для экспортеров складывалась неопределенная. С одной стороны, результаты марта свидетельствовали, что рынок искал, как приспособиться к резкому изменению фундаментальных факторов, которые произошли с конца февраля.

С другой – было очевидно: в условиях текущей геополитической ситуации торговые потоки на мировом рынке изменятся. Как именно, это до мая оставалось плохо предсказуемым – в апреле подписание новых контрактов затягивалось.

Основной причиной послужила стоимость минудобрений: поставщикам было сложно понять, какую цену ставить в сложившихся обстоятельствах на отправки за рубеж с учетом увеличившихся расходов на логистику. А клиентам – определить, сколько они могут закупить в новых условиях минудобрений. Рынок оказался подвержен сильным колебаниям: одни продукты дорожали, а другие дешевели в зависимости от направлений отправок.

Сложности с фрахтом судов на рейсах из российских портов, большие страховые премии, проблемы с финансированием сделок, добровольный отказ зарубежных заказчиков от российских объемов из-за опасений санкционных последствий – все это тоже снижало активность на мировом рынке.

Внутренний рынок также выглядел волатильным: с одной стороны, отечественные аграрии заранее запаслись минудобрениями, а с другой – весной стали испытывать потребность в их дополнительных объемах для расширения посевов зерна.

Сколько погрузили минудобрений на РЖД?

Это объясняет, почему в марте текущего года минудобрения потянули перевозки по железным дорогам вниз: было погружено, по оперативным данным ОАО «РЖД», всего 5,3 млн т, что на 6,9% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Если на внутренних маршрутах наблюдался плюс, то на экспорт отправили лишь 2,1 млн т минудобрений, что на 37,1% меньше прошлогоднего уровня.

Как следует из данных информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», в марте сбалансированно прирастала только транспортировка азотных удобрений: на внутренних маршрутах динамика разогрелась в 1,7 раза и на экспорт – в 1,4 раза по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
Все остальные номенклатуры показали разнонаправленную динамику: всплескам внутри РФ сопутствовали спады по экспорту. В частности, перевозки фосфорных удобрений на внутренних маршрутах увеличились в 4,6 раза. А на экспорт – снизились почти на 60%.

Транспортировки калийных удобрений на внутренних направлениях почти что удвоились. При этом вывоз их за рубеж сократился более чем на 41%.
По прочим видам удобрений соответственно увеличение внутри РФ оценивалось как полуторакратное. А экспорт ушел в минус более чем на одну пятую от показателя марта 2021 года.

Транзит в тени

Также, согласно статистике, на РЖД в марте сократился транзит и импорт. Их объемы остались незначительными. Ранее эту долю практически закрывали белорусские поставки.

Напомним, что с 6 апреля текущего года Белоруссия выдает лицензии на экспорт своих удобрений из страны. Поскольку ранее в отношении белорусских калийных удобрений в ЕС были введены ограничения, то в ответ экспортеры обещали переключить свою логистику из Литвы на российские морские порты.

Каким именно образом сейчас Белоруссия осуществляет свои поставки в Китай, Индию, Бразилию и ряд других стран, сказать сложно. Во всяком случае железнодорожная статистика отражает движение в сторону РФ весьма скромных объемов перевозок.

Итак, выводы из всего сказанного такие: Россия и Белоруссия в сложившихся условиях вынуждены расширять посевные площади внутри своих стран. Однако это не отменяет возможностей поставок минудобрений на экспорт.

Проблема в том, что ЕС из-за введенных против РФ санкций столкнулась с риском сокращения своего производства минудобрений внутри еврозоны и одновременно ввела ограничения на ввоз российских и белорусских минудобрений.

Понятно, что их экспорт в марте стал сокращаться, в том числе на фоне сокращения потребления минудобрений на Украине.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions