+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.08.2021 10:51:13
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Развитие порта Чабахар в Иране поставлено под угрозу в связи с новой властью в Афганистане

Крупный проект по развитию порта Чабахар в Иране, предназначенный для того, чтобы позволить Индии обойти Пакистан и пройти сухопутным путем в Афганистан и Центральную Азию, после установления над Афганистаном контроля запрещенным в России террористическим движением «Талибан» теперь рискует остаться несбыточной мечтой, полагают эксперты.
Индия слишком тянула с реализаций проекта, поэтому он к настоящему времени не завершен, отметил иранский источник в разговоре с журналистами Kashmir Life. Большая часть вины за медленные темпы, с которыми продвигался проект, должна лежать именно на Индии и ее чрезмерно осторожном отношении. Нынешнее правительство в Дели не хотело делать ничего, что могло бы вызвать противодействие правительства США, после того как оно ввело санкции в отношении Ирана. Теперь же американцы сотрудничают с Узбекистаном, Афганистаном и Пакистаном, чтобы создать новый транспортный коридор. Индия оказалась исключенной из этих переговоров.

По иронии судьбы участие Индии в проекте порта Чабахар, хотя и давнее, набрало обороты после того, как бывший президент США Барак Обама прекратил санкции против Ирана и подписал ядерную сделку. У его преемника, Дональда Трампа, были другие идеи. Он довольно бесцеремонно отменил сделку и наложил жесткие санкции на Иран, но предоставил Индии свободу продолжать проект, поскольку он принес пользу Афганистану, пишет Kashmir Life. Правительство Индии в ходе периодических визитов своего министра иностранных дел Субраманьяма Джайшанкара и других официальных лиц регулярно выражало свою приверженность завершению проекта. Но только на словах.

Индия не выполнила свое обещание предоставить кредитную линию в 2018 году для строительства железнодорожного маршрута из Чабахара в Захедан (Иран), а индийская компания, которая работала над проектом порта, – India Port Global – на протяжении длительного времени находится «в состоянии дрейфа».

Иранские источники утверждают, что свои интересы в регионе имеет Китай, который активно строит свой проект Гвадар в Оманском заливе, а теперь и США начали вести игру против Чабахара, так как объявили о транспортном коридоре, который свяжет Ташкент с Узбекистаном, Афганистаном и Пакистаном, но не включает Иран или Индию. Дженнифер Муртазашивили из Центра управления Университета Питтсбурга, цитируемая «Голосом Америки», заявила: «Учитывая сложные отношения между США и Ираном, было бы трудно обеспечить финансирование этого маршрута на юг, поэтому политически более целесообразно соединить Узбекистан через Афганистан и Пакистан, чем идти через Иран прямо сейчас».

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев ранее проявлял склонность участвовать в афгано-иранском проекте. Однако теперь узбеки готовятся к новому соглашению в своем районе. Тем временем министр иностранных дел Индии попытался продать идею создания транспортного коридора через Чабахар России в рамках коридора Север – Юг. Но на конференции в Ташкенте «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязь. Угрозы и возможности», которая прошла в середине июля, настроения изменились.

Однако сегодня и. о. главы МИД Армении Армен Григорян, выступая на приеме в связи с 75-летием независимости Индии, заявил, что Армения готова принять участие в реализации проекта Чабахар. По мнению иранцев, тоже еще не все потеряно. Если новый режим в Афганистане начнет активное использование порта Карачи, то Индия могла бы рассмотреть возможности Чабахара для доступа на рынок Центральной Азии и Европы в предстоящие неспокойные дни.

С декабря 2018 года порт Чабахар обработал 134 судна, 14 258 TEU контейнеров и более 2,08 млн метрических тонн сыпучих и генеральных грузов. Министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар в марте этого года предложил включить порт Чабахар в Иране в INSTC (Север – Юг – проект международного транспортного коридора) и пригласил Узбекистан и Афганистан присоединиться к проекту. INSTC – это 7200-километровый морской, железнодорожный и автомобильный маршрут для перевозки грузов между Индией, Россией, Ираном, Европой и Центральной Азией. Участниками проекта INSTC являются Индия, Иран, Россия, Азербайджан, Казахстан, Армения, Беларусь, Таджикистан, Кыргызстан, Оман, Сирия, Турция, Украина и Болгария (как наблюдатель).

Индия начала взаимодействовать с Ираном по порту Чабахар примерно в 2003 году, но только во второй половине 2014-го был получен серьезный толчок, в результате чего в мае 2015 года между двумя странами был подписан меморандум о взаимопонимании по развитию порта. В 2016 году был заключен официальный 10-летний контракт на оснащение и эксплуатацию порта Чабахар.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions