+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.05.2020 17:31:31
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Принятие строительного закона позволит ускорить строительство Восточного полигона?

По итогам вчерашнего совещания по вопросам развития транспортной отрасли с участием президента РФ можно сделать вывод, что принятие закона, определяющего особый порядок согласования и сроков строительства инфраструктуры Восточного полигона, одобренного Госдумой в первом чтении, – дело ближайшего будущего. Интрига остается только в вопросе, будут ли его спорные положения транслированы на другие инфраструктурные проекты?
О необходимости принятия специального строительного закона, действие которого должно облегчить исполнение сроков реализации проектов на Восточном полигоне заговорили сразу, когда стало очевидным, что даты ввода в эксплуатацию лимитирующих участков, зафиксированные в ДПР ОАО «РЖД», отстают от графика. Законопроект под названием «О внесении изменений в федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ» и отдельные законодательные акты РФ в целях реализации приоритетных проектов по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» был оперативно подготовлен и представлен в Госдуму в самом конце 2019 года. Его куратором в новом составе правительства стал вице-премьер Марат Хуснуллин. Кроме того, к делу доведения закона до ума и скорейшему решению процедурных вопросов подключилось Государственно-правовое управление президента РФ. Итогом этого стало принятие законопроекта Государственной думой в первом чтении уже 1 апреля этого года.

На вчерашнем заседании по вопросам развития транспортной отрасли о президентской поддержке законопроекта упомянули министр транспорт Евгений Дитрих и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров. Да и сам Владимир Путин дважды акцентировался на необходимости его окончательного утверждения парламентом уже в весеннюю сессию. По словам Е. Дитриха, его скорейшее принятие существенно продвинуло бы дело не только на БАМе, но и в целом в транспортном и другом строительстве.

Положения нового закона существенно расширяют возможности застройщиков и заказчиков великой инфраструктурной стройки, необходимой для расширения российского ресурсного экспорта в страны АТР, в деле отчуждения необходимых земельных участков, согласования сроков и характеристик строительства. В частности, закон упрощает процедуру получения согласований и проектной строительной документации и указывает, что в случае необходимости, она вообще может быть оформлена задним числом.

В пояснительной записке к законопроекту, поданной его инициаторами, существует некоторое противоречие. В частности, говорится, что он направлен на определение особенностей при строительстве объектов железнодорожной инфраструктуры до 1 января 2025 года, а также упоминается, что особенности, установленные законопроектом, предлагается применять при строительстве социально значимых, приоритетных проектов, которые будут утверждаться президентом Российской Федерации.

Если говорить об особенностях законопроекта, которые выделяют порядок строительства на Восточном полигоне из общепринятого порядка строительной деятельности в РФ, то следует упомянуть, что законопроектом предлагается установить следующие особенности:

– документация по строительству для целей инфраструктуры может быть утверждена при отсутствии данных проекта в документах территориального планирования;

– документация по планировке территории таких объектов инфраструктуры утверждается без проведения общественных обсуждений и публичных слушаний;

– для упрощения процедуры изъятия земельных участков определено, что решение суда об изъятии земельных участков в целях строительства приоритетных объектов инфраструктуры подлежит немедленному исполнению, обжалован может быть лишь размер компенсации;

– срок проведения государственной экологической экспертизы сокращается до 45 дней;

– процесс строительства возможно начинать до получения разрешения и получения результатов госэкспертизы.

Авторы законопроекта оправдывают такие исключения из общепринятого порядка проведения изыскательских и проектных работ тем, что его принятие будет способствовать эффективному развитию железнодорожного транспорта, его модернизации, а следовательно, выполнению национальных целей.

Принятый Госдумой 1 апреля в первом чтении законопроект, уже 10 апреля получил негативный отклик в экспертном заключении Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Входящие в этот общественный орган юристы отметили, что он не может быть поддержан по мотивам его полной концептуальной непригодности.

«Цели, ради которых могло бы отменяться действие обозначенных проектом актов законодательства, не оправдываются ни буквальным содержанием проектируемых положений, ни даже соображениями важности реализации приоритетных инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте», – отмечают участники Совета по кодификации.

С подобным подходом согласен генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Он считает, что внедрение в транспортное строительство методов чрезвычайных ситуаций может иметь далеко идущие негативные последствия для инвестиционного и экономического климата в стране.

«Да, на Восточном полигоне есть участки, реконструкция которых серьезно тормозится согласованием строительства в природоохранных зонах. Но полагаю, что сегодня мало кто просчитывает репутационные риски для нашей законодательной системы, которые могут возникнуть впоследствии», – прокомментировал он. 

Несмотря на то, что формально закон вводится для решения проблем на БАМе, его принципы можно транслировать на строительство и в других регионах и сферах деятельности, что приведет к возведению в закон принципов чрезвычайщины.

«Я думаю, что решение о принятии поправок в ФЗ о ж/д транспорте в данном виде – это не совсем рациональное решение, и при желании правительство могло бы найти и применить более эффективные и правовые механизмы для ускорения хода реконструкции Восточного полигона, например инфраструктурные облигации, которые также были одобрены на совещании у президента и которые дают практически безграничные возможности для влияния на процесс строительства», – резюмировал свою позицию П. Иванкин.

В то же время в профессиональном сообществе транспортных строителей данную инициативу поддерживают и высоко оценивают. По мнению президента Союза строителей железный дорог и председателя Общественного совета ФАЖТ Геннадия Талашкина, его принятие – именно та мера, которая реально может способствовать ускорению реконструкции БАМа и Транссиба.

«Самый ценный ресурс в человеческой деятельности, в том числе и в экономике, – это время. А мы, к сожалению, серьезно отстанем в вопросе реконструкции Восточного полигона, если не примем этот закон. Наша экономика не сможет использовать свои конкурентные преимущества на мировых ресурсных рынках», – прокомментировал он свою позицию.

По словам Г. Талашкина, многие из тех принципов, что сегодня кодифицированы в законопроекте, уже опробованы на практике во время реконструкции главного хода Октябрьской дороги под высокоскоростное движение, во время олимпийской стройки в Сочи, где без принятия экстраординарных мер многое не смогли бы построить вовремя.

«Похожая ситуация сегодня существует на Восточном полигоне. Темпы строительства упираются в законодательные и подзаконные акты субъектов федерации, произвол каких-то местных чиновников, запутанную систему принятия согласований и решений. Поэтому создание особого законодательного режима для строительства такого крупного и значимого для экономики инфраструктурного объекта я считаю правильной и необходимой мерой», – уверен Г. Талашкин. 

Представители отрасли считают, что строителей должны волновать сроки и качество работ, а не общественная реакция на процесс строительства, которую должны обеспечивать другие инстанции. Собственно, СМИ как раз и существуют для формирования и оценки общественных реакций на те или иные инициативы властей и профессиональных корпораций. В данном случае повлиять на решения, принятые на самом верху, уже никто не сможет. А вот предостеречь обе ветви нашей власти от экстраполяции решений, которые могут быть весьма эффективны в конкретном месте и времени, на все инфраструктурные проекты, должны. Давайте сначала завершим стройку на БАМе, оценим расходы, доходы и последствия, а только потом будет делиться опытом. Потому что либерализация чрезвычайщины может очень далеко завести.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions