+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.03.2021 14:53:16
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Правительство России: средства на интересные инвестпроекты есть

По данным на начало 2020 года в России действует более 3 тыс. концессионных соглашений. Общий объем инвестиционных обязательств – более 1,7 трлн руб. Однако в Минэкономразвития считают, что и число соглашений, и объем инвестиций могли бы быть больше. А как рассказали РЖД-Партнеру участники рынка, чтобы проектов стало больше, власти должны изменить законодательство.
Правительство: навстречу бизнесу

В России уже сегодня реализуется несколько инвестиционных инструментов – это и особые экономические зоны, и территории опережающего развития, инвестиционные проекты также реализуют на условиях государственно-частного партнерства.

«На сегодняшний момент у нас, скорее, дефицит не в инструментах – у нас дефицит в проектах. Нам нужно более активно с бизнесом взаимодействовать, что называется, паковать проекты, используя все инструменты нашей поддержки, и максимально быстро пускать их в работу. Мы свой приоритет сейчас видим вот в этом», – отметил Максим Решетников, министр экономического развития России.

В стадии реализации сегодня находятся два крупных транспортных проекта ГЧП. На условиях концессии строят железнодорожную линию Обская – Салехард – Надым в Ямало-Ненецком автономном округе (общий объем инвестиций – более 130 млрд руб.) и прокладывают железнодорожную линию Элегест – Кызыл – Курагино в Туве и Красноярском крае (стоимость проекта – 127 млрд руб.). Оба проекта проходят стадию проектирования.

Более того, со слов Эльвиры Набиуллиной, главы ЦБ, для российских инвесторов предусмотрено послабление со стороны кредитных учреждений. Банк России не исключает, что льготный срок кредитования будет увеличен с 2 до 5 лет. Именно на такой срок кредитные учреждения смогут не создавать резервы на возможные потери по кредитам на инвестиционные проекты в рамках СЗПК, ГЧП и концессий. «Мы над этой темой работаем и готовы к тонкой настройке норм банковского регулирования, учитывая необходимость роста инвестиций», – сказала она.

Подчеркнем, в транспортной отрасли заключается меньше всего концессий, по данным Минэкономразвития, из общего числа – 3%. Однако именно транспортные концессии имеют наибольший объем инвестирования – около 70%.

Бизнес: дефицит проектов – явление постоянное

При этом участники рынка рассказали РЖД-Партнеру, что и банки, и правительство уже давно накопили запас ликвидности, однако бизнес и в самом деле не предлагает интересных проектов. «В России давно говорят о нехватке качественно структурированных проектов – проекты должны быть структурированы как с правовой точки зрения, так и с финансовой. Все стороны ждут такой проект, у которого не просто работающая финансовая модель, но и высокий уровень гарантий публичной стороны. Кредитным учреждениям неинтересны проекты, в которых бюджет не сможет компенсировать затраты концессионера», – рассказывает Олеся Белоусова, партнер P&P Unity.

Сейчас договор о концессии подписывают три стороны: сам концессионер, кредитное учреждение и публичная сторона – это может быть как муниципалитет, так и представители региональный или федеральной власти. При этом больше всего концессий – девять из каждых десяти – заключают на муниципальном уровне. Однако 42% инвестиций предусмотрены в рамках концессий, заключенных на федеральном уровне. Эксперты подчеркивают: из тех, что заключены на федеральном уровне, транспортных проектов – 96%.

Андрей Шестопалов, руководитель аналитического управления «ПК Транспортные системы» и советник президента компании, утверждает, что для реализации капиталоемких транспортных проектов необходимо полномочия передать с муниципального уровня на региональный и федеральный: «Нужна политическая воля тех, кто готов взять на себя такой риск. Реализация инвестиционных проектов – это, конечно, возможно, но это очень и очень непросто. Необходимо поменять всю систему управления».

Мнение коллеги разделяют и в ООО «Транспортная концессионная компания». Эта компания реализует в Петербурге первый в России проект государственно-частного партнерства в сфере модернизации городского легкорельсового транспорта. «Успех «Чижика» очевиден. И нашим успехом мы объясняем взрывной рост интереса федеральных властей и инвесторов к аналогичным проектам в Санкт-Петербурге и других регионах России. Известно, что проблема изношенности подвижного состава в нашей стране стоит очень остро. Без поддержки федерального бюджета здесь не обойтись, и Минтрансом сейчас разрабатывается хорошая программа в этой части. Уже есть понимание, что городской легкорельсовый транспорт мегаполисам, безусловно, нужен, а концессии как модель являются эффективным механизмом решения наших транспортных проблем. Тем, кто идет за нами, проще», – говорит пресс-служба компании.

В компании рассказали, что они готовят другие потенциальные проекты: «Все зависит от готовности публичного партнера».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions