+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.04.2023 10:00:00
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Отечественный ледокол: строить и считать деньги

В шесть раз возрастет пропускная способность Севморпути. Это станет возможным за счет использования новых ледоколов, заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Якутия» выйдет на маршрут уже в 2024 году, «Чукотка» – в 2026, ОСК не сокращает темпы строительства, об этом РЖД-Партнеру рассказали в пресс-службе компании.  

Строить быстро – если строить много

Контракт на строительство третьего судна проекта 22220 «Урал» подписали в мае 2014. Церемония закладки состоялась в июле 2016 года. Заказчику передали в ноябре 2022. Итого на строительство потребовалось восемь лет. На верфях Балтийского завода строят еще два атомных ледокола этого проекта: «Якутия» уже спущена на воду, «Чукотка» – на этапе стапельной сборки, сообщают в пресс-службе ОСК. Передача заказчику намечена на 2024 и 2026 год соответственно. В январе 2023 года подписан контракт на строительство еще двух атомных ледоколов проекта 22220 со сроками сдачи 2028 и 2030 годах. Темпы по производству отечественных атомоходов, если смотреть по срокам договора, нарастают. И это – естественно, подчеркивают в ОСК. После изучения на головном заказе всех нюансов проекта, и внесения необходимых правок в техническую документацию темп работы существенно возрастает, объясняют в компании.

«В судостроении определяющее влияние на сроки оказывает серийность», — говорят в ОСК.

«Балтийский завод» освоил операцию погрузки ядерных реакторов – каждый весом около 180 тонн – на борт атомного ледокола прямо на стапеле. В итоге сократились не только сроки строительства, но и трудоемкость строительства. Эксперты крайне аккуратно задают вопрос, а не будут ли кораблестроители, снижая трудоемкость и сокращая сроки, «упрощать» проект, «подгоняя» его под то, что имеют.

«Подразумеваю аналогию того, что происходит в автомобилестроении. Из–за отсутствия зарубежных комплектующих, производители заявляют об отказе от антиблокировочных и антипробуксовочных систем», — рассуждает руководитель северо-западного отделения Международной академии транспорта Юрий Чижков.

Корпус и силовая атомная установка – отечественного производства, так было всегда, продолжает Ю. Чижков. Их изготавливают в России, в том числе и для ледоколов. Однако есть радиоэлектроника – связь, навигация, управление, контроль и диагностика систем. А в этом сегменте мы очень сильно зависим от зарубежных поставок, говорит Чижков.

В пресс-службе настаивают, на итоговом качестве или характеристиках ледокола сокращение сроков строительства никак не сказываются. «Атомоходы проекта 22220 являются самыми совершенными и надежными судами своего класса в мире», — безапелляционно заявляют в ОСК.

Цена вопроса

В ОСК не говорят и об изменении цен. По информации от пресс-службы она за последний год не изменилась. Стоимость строительства «Якутии» и «Чукотки» превышает 100 млрд рублей, но контакты заключили в 2020. О стоимости контакта на ледоколы шестой и седьмой серии в пресс-службе не говорят. Участники рынка предполагают, цена, конечно, может вырасти.

«В последнее время подорожали практически все составляющие, влияющие на стоимость производимой продукции: подорожал металл, электроэнергия, топливо. Выросла цена всех других энергоресурсов, а также увеличились транспортные расходы, возросли затраты на заработную плату. Увеличилась конечная стоимость оборудования, приборов, комплектующих. Всё это самым прямым и непосредственным образом влияет на стоимость готовой продукции», — говорит Чижков.

В кулуарах источники, близкие к судостроительному заводу «Звезда» в Большом Камне (Приморье) признаются, стоимость судна зависит не только от комплектующих, но и от места сборки. Если детали судна доставят на верфи «Звезды» для крупноузловой сборки, то конечная цена удваивается по сравнению с той, которое запросят за полностью собранный на верфях Южной Кореи ледокол. По официальной информации от ОСК за «последний год стоимость строительства атомных ледоколов не изменилась».

Атомные ледоколы проекта 22220 необходимы для открытия круглогодичной навигации в восточном секторе акватории Севморпути. Сейчас в акватории работают три универсальных атомных ледокола проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». К 2030 году их число увеличится, минимум, до 13. Эксперты говорят о необходимости строительства 80 различных судов ледового класса. Предполагается, грузопоток по СМП к этому сроку достигнет 150 млн т., а большая часть транзита – контейнерные перевозки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions