+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.02.2020 15:20:57
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Частные локомотивы: к чему приводят желания

Проблема нехватки всех видов тяги обсуждается на рынке уже несколько лет. В самой компании уверены, что дефицит в сфере магистральных локомотивов практически закрыт массовыми закупками техники последних лет. Однако операторы подвижного состава все чаще поднимают вопрос о необходимости либерализации этого сегмента по аналогии с вагоностроением.
Надуманная история

По данным ОАО "РЖД", с 2009 по 2019 год компания закупила около 6 тыс. новых локомотивов, что позволило значительно снизить процент износа тягового подвижного состава: с более чем 80 до 61%. В 2019-м ОАО "РЖД" закупило 738 новых локомотивов. В заводских условиях отремонтировано почти 4 тыс. секций, что позволило улучшить структуру и качество содержания парка. В планах компании в 2020 году приобрести еще 646 новых локомотивов и увеличить программу заводского ремонта на 5%. Таким образом, указывают специалисты ОАО "РЖД", дефицита тяги на сети нет.

Один из участников рынка на условиях анонимности сообщил, что проблемы дефицита тяги в принципе не существует. "Это надуманная история, во всех этих ситуация с брошенными поездами всегда есть масса совокупных факторов, которые привели к тому, что груз простаивал на сети. Локомотивная доля составляет всего 3%, но участники перевозки предпочитают кричать именно об этом, не замечая других проблем", – отметил источник на рынке. По его мнению, допуск на сеть РЖД частных локомотивов приведет к хаосу в перевозках, увеличит количество аварий и разрывов поездов, создаст заторы. "Монополия – это единственный и самый эффективный способ управления системой железнодорожных перевозок. И если РЖД лишить локомотивов, то на сети появятся сотни феодальных монополистов, каждый из которых будет думать, прежде всего, о своем собственном доходе", – сокрушается эксперт. С ним согласны и представители частных компаний, пришедшие в бизнес из РЖД. "Действительно, локомотивный парк стареет и его износ составляет около 70–80%. Но за последние несколько лет РЖД активно закупают новую технику и таким образом постепенно нивелируют проблему локомотивного возраста. Более того, уже сейчас я знаю, что есть не просто баланс, а даже небольшой профицит тяги на сети", – отметил представитель одной из компаний.

Конфликт интересов

Операторы рынка придерживаются полярных мнений. "На законодательном уровне необходимо разрешить приобретение и использование частной локомотивной тяги на инфраструктуре РЖД. В этом случае операторы вагонов смогут закупить новые магистральные локомотивы и использовать их для перевозки грузов на согласованных направлениях и по согласованным с монополией маршрутам, а РЖД – перераспределить бюджетные средства в развитие инфраструктуры и улучшение скорости движения грузов по железной дороге", – указывают представители одной из компаний. По их мнению, участники рынка давно уже заявляют о готовности развивать институт частных перевозчиков после соответствующего моделирования и проведения эксперимента. Существующей нормативно-правовой базы для организации собственных поездных формирований достаточно, однако доступ к эксперименту ограничен: нет четких критериев, какая компания может получить статус перевозчика и на каких участках возможна организация СПФ.

С другой стороны, заместитель директора по перевозкам ООО "КузбассТрансЦемент" Алексей Черненко уверен, что либерализация рынка магистральной тяги нецелесообразна и вредна. "Если это произойдет, возникнет серьезный конфликт интересов владельцев локомотивов, тех, кто их не имеет, и владельцев инфраструктуры. Собственники магистральной тяги получат существенные преференции в вопросах доступа к инфраструктуре, следствием этого станет значительное увеличение стоимости перевозок. К тому же абсолютно неясно, как РЖД станут делить доступ к инфраструктуре с компаниями, купившими локомотивы. В итоге рынок столкнется со спекуляциями и различными серыми схемами работы", – считает топ-менеджер.

Проблем от либерализации возникнет значительно больше и они будут на порядок серьезнее, чем это случилось с вагоностроением. Напомним, что сегодня участники рынка железнодорожных перевозок столкнулись с профицитом вагонов и возросшей нагрузкой на сеть. "В ближайшее время придется решать, куда девать по одним источникам 250, а по другим – почти 300 тыс. вагонов", – говорят в СОЖТ. Приход частных владельцев в сегмент локомотивной тяги может привести к увеличению нагрузки на инфраструктуру. Как известно, погоня операторов за выгодным грузом привела к значительному росту порожнего пробега, нагрузки на инфраструктуру и серьезным трудностям для функционирования железной дороги. Кроме того, существует риск создать конфликт интересов, столкнуться с повышением цен и различными спекулятивными схемами. Есть и технические сложности, связанные с переломом рода тяги. "Не секрет: зацепить состав, скажем, в Кузбассе и довезти его тем же локомотивом до Находки просто невозможно, так как на сети дорог имеются пункты смены рода тока с постоянного на переменный. Такие участки не единичны. Соответственно, потребуются электровозы, способные работать и на том, и на другом роде тока, что потребует новаций в их разработке с увеличением стоимости", – говорят в ООО "КузбассТрансЦемент".

Хаос тарифов и пропускных возможностей

Операторы уверены, что самое главное – не пускать вопрос на самотек. "В противном случае могут возникнуть проблемы с организацией перевозочного процесса, поскольку каждый собственник локомотива захочет поехать туда, куда ему нужно, и тогда, когда он этого захочет. Именно поэтому операторы частных локомотивов и вагонов обязательно должны согласовать с перевозчиком технологии работы на определенных направлениях и четко следовать им. За нарушение принятых норм нужно предусмотреть обоюдную ответственность", – говорят эксперты рынка. Если все-таки предположить, что магистральная тяга окажется в частных руках, нужно будет изменить структуру тарифов, усилить работу по продаже ниток графика и тотальному контролю за исполнением данного графика.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions