• Ставка на полувагон
    3500
    -13 %
    руб./сут.
    апрель 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 62.05 0 EUR ЦБ РФ 64.44 0
    BTC 28738.07 usd BTC 1632322.38 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.12.2021 18:01:42
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Обледенение самолетов вызвано низкой облачностью, высокой влажностью и пограничными температурами

Пассажирский лайнер Airbus А321 авиакомпании S7, летевший из Магадана в Новосибирск, но вынужденно приземлившийся в Иркутске, могли некачественно обработать противообледенительной жидкостью, считают в Росавиации. Однако окончательных заключений пока нет, и версии относительно причин случившегося могут быть самыми разными. За комментариями по теме РЖД-Партнер обратился к эксперту по гражданской авиации, руководителю портала AVIA*RU Роману Гусарову.
Обледенение самолетов вызвано низкой облачностью, высокой влажностью и пограничными температурами
– Роман Владимирович, если вдруг окажется, что самолет не полностью прошел обработку против обледенения, то можно ли будет считать это преступной халатностью персонала аэропорта?

– Пока сложно комментировать вопрос, не зная целиком и полностью того, что там произошло. Не я занимаюсь расследованием, сами понимаете. Пускай комиссия разбирается. Но теоретически могло произойти что угодно – от отказа техники до человеческого фактора, от простого стечения обстоятельств до злого умысла. Выдвигать какие-то версии, на мой взгляд, некорректно. Ведь для того, чтобы утверждать что-либо, надо обладать какими-то данными. Однако из того, что я слышал, отмечу: метеослужбы предупреждали о возможном обледенении и турбулентных потоках, а диспетчер наземной службы управления воздушным движением сообщил об этом экипажу рейса. Экипаж принял информацию и запросил противообледенительную обработку. Ее выполнили – самолет взлетел. А что происходило дальше, точнее – почему это произошло, сказать не берусь. Зачастую изначальные версии не подтверждаются, и вместо них всплывают совершенно иные, подчас неожиданные причины, о которых никто даже не догадывался на первом этапе.

– Противообледенительная жидкость могла быть некачественной?

– Вполне такое допускаю. Но если даже и так, то опять же возникают вопросы. Жидкость кто-то подменил? Или умышленно закупил некачественную? А может, это поставщик виноват в поставке некачественного товара?

– Который стоил больших денег…

– И такое тоже нельзя исключать. Причем поставщик мог закупить на каком-нибудь предприятии качественную, на первый взгляд, продукцию, но на деле ему подсунули совсем не то. Вариантов много. Цепочка очень большая, включая непосредственно обработку самолета. И виноватым может оказаться совсем даже не аэропорт. Главное, что обошлось без трагических последствий.

– Как часто в авиации случаются происшествия, связанные с обледенением самолетов?

– В России такое случается постоянно. Проблема обледенения – это наше, так сказать, национальное, потому что мы северная страна. Здесь длинная зима, крайне низкие температуры, обильные осадки и достаточно плохие условия для работы авиации. Но на самом деле обледенение вызывают не морозы. Низкая облачность, высокая влажность, пограничные температуры с переходами от нуля к минусу – вот что опасно. И чаще всего подобные происшествия случаются как раз в осенний период. Взять тот же ледяной дождь, который сразу замерзает прямо на крыле самолета или на взлетной полосе.

– При низких температурах противообледенительной жидкостью в аэропортах обрабатывают вообще все самолеты?

– Нет. Даже зимой этого могут не делать. Обработку проводят лишь тогда, когда есть определенные условия для образования льда на поверхности самолета. Обледенение происходит не на высоте, а в облаках и возле земли. Соответственно, не только наземные службы обязаны качественно обрабатывать самолеты, но и метеослужбы должны давать достоверную информацию. Если каждый на своем посту, включая диспетчеров и пилотов, будет четко выполнять свои функции, то и происшествий будет гораздо меньше. Хотя человеческий фактор и радикальные погодные условия, увы, никто не отменял, потому что мы имеем дело с сотнями тысяч полетов.

– Читая подобные новости, люди не отказываются от авиаперелетов? Что показывают Ваши наблюдения, если взять наиболее громкие происшествия и последующий анализ пассажиропотока?

– В краткосрочной перспективе это, конечно, сказывается. Но потом люди все забывают, страх быстро пропадает. Взять хотя бы разбившийся над Синаем шесть лет назад самолет, после чего люди вообще не должны были больше летать в Египет. Но как только полеты в эту страну вновь разрешили, все как будто разом туда ринулись.

– А как быть людям, живущим на севере? Они тоже привыкли?

– У них постоянно то снег, то буран, то метель. Обледеневают то самолеты, то грузовики, то тракторы. Люди живут в таких условиях. И других условий там нет и не будет. Поэтому перелеты в подобных условиях считаются на севере почти обыденностью. Вряд ли там кто-нибудь страдает аэрофобией.

– Может, следует откладывать рейсы даже при малой вероятности обледенения?

– Европа может себе это позволить. Там аэропорты по ночам не работают. А в России полярная ночь. И в таких условиях мы не имеем возможности летать только днем. К тому же не будем забывать о том, что в зависимости от погодных условий самолет можно обработать противообледенительной жидкостью, циклон можно облететь и т.д. Все решения принимают люди на местах: метеорологи, диспетчеры наземных служб, командиры воздушного судна.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions