+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.02.2020 16:53:51
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Минфин России предложил авиакомпаниям отказаться от расчетов в долларах

Министерство финансов РФ предложило перевести в рубли расчеты для гражданской авиации, в том числе и в рамках выплат по лизингу самолетов.
По мнению чиновников, такая мера необходима из соображений экономической безопасности страны: прохождение платежей в рублях позволяет не задействовать финансовую систему и таким образом защититься от возможной потери денежных средств и снизить риски непрохождения платежей, ввода санкций против российских юридических и физлиц.

Но ряд экспертов отрасли высказали мнение о том, что реализовать такую идею в нынешних экономических условиях невыгодно и крайне сложно.

В частности, директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак называет такой переход абсолютно невозможным.

«Гражданская авиация – это предмет международной деятельности. Все страны мира, включая экзотические, рассчитываются в долларах. Никаких других расчетов там нет и, честно говоря, быть не может. Никто в национальных валютах не рассчитывается – никто из лизингодателей или владельцев судов», – комментирует он.

Б. Рыбак добавляет, что для выплат по лизингу самолетов выстроена большая финансовая система. К примеру, существует Международная ассоциация воздушного транспорта со штаб-квартирой в Монреале. Также действует Транспортная клиринговая палата, которая является исполнительным органом управления в системе взаиморасчетов на воздушном транспорте. Все участники работают с американской валютой.

Скептически настроен и главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов. По его мнению, контракт, конечно, можно заключать в рублях, но он все равно будет привязан так или иначе к иностранной валюте, так как зарубежному лессору (арендодателю. – Прим. авт.) будет неинтересно заключать контракт в рублях и принимать на себя риски.

«Что касается российских лессоров, такой контракт можно заключить, но это будет означать, что те же риски они просто берут на себя – их контракты так же заключены в иностранной валюте. Компенсация этих рисков будет заложена в цену контракта. Авиакомпании здесь в самом конце цепочки, и принуждать их к тому, чтобы уходить от долларовых расчетов можно, наверно, только в том случае, если к этому готова вся цепочка, потому что авиакомпании здесь зависимы», – делится он своим мнением.

По предположению Ф. Борисова, если предложение Минфина России делается из соображений экономической безопасности, в таком случае необходимо и самолеты производить в России в достаточном количестве всех требуемых классов и соответствующего качества. «На сегодня у российских перевозчиков нет возможности формировать мировую практику торговли самолетами», – подытоживает он.

Логика Минфина понятна независимому аналитику авиационной отрасли Дмитрию Адамидову. При этом он отмечает возникновение ряда новых трудностей в работе авиаперевозчиков.

«Эта история усложняет жизнь авиакомпаниям, потому что они привыкли оперировать несколькими валютами. Я думаю, что это очередная история, когда чиновники пытаются решить свои задачи, но особо не думая о том, как это будет исполняться и насколько это удобно для самих авиакомпаний», –говорит он.

Перерасчет потребует изменения работы, в том числе всего программного обеспечения, добавляет эксперт.

Отметим, что Минфин также рассматривает вопрос по изменению валюты роялти – платежей для иностранных авиакомпаний за использование воздушного пространства России. По разным оценкам, у «Аэрофлота» доход от роялти составляет $600–800 млн в год. 

Роялти получает «Аэрофлот» по системе коммерческих соглашений с иностранными авиакомпаниями, то есть частные акционеры наряду с государством как держателем 51% акций компании.

Такая практика вызывает негативную реакцию не только с международной точки зрения, но и с точки зрения внутреннего рынка авиаперевозок, так как значительная часть таких сборов остается у «Аэрофлота».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions