+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.02.2020 16:53:51
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Минфин России предложил авиакомпаниям отказаться от расчетов в долларах

Министерство финансов РФ предложило перевести в рубли расчеты для гражданской авиации, в том числе и в рамках выплат по лизингу самолетов.
По мнению чиновников, такая мера необходима из соображений экономической безопасности страны: прохождение платежей в рублях позволяет не задействовать финансовую систему и таким образом защититься от возможной потери денежных средств и снизить риски непрохождения платежей, ввода санкций против российских юридических и физлиц.

Но ряд экспертов отрасли высказали мнение о том, что реализовать такую идею в нынешних экономических условиях невыгодно и крайне сложно.

В частности, директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак называет такой переход абсолютно невозможным.

«Гражданская авиация – это предмет международной деятельности. Все страны мира, включая экзотические, рассчитываются в долларах. Никаких других расчетов там нет и, честно говоря, быть не может. Никто в национальных валютах не рассчитывается – никто из лизингодателей или владельцев судов», – комментирует он.

Б. Рыбак добавляет, что для выплат по лизингу самолетов выстроена большая финансовая система. К примеру, существует Международная ассоциация воздушного транспорта со штаб-квартирой в Монреале. Также действует Транспортная клиринговая палата, которая является исполнительным органом управления в системе взаиморасчетов на воздушном транспорте. Все участники работают с американской валютой.

Скептически настроен и главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов. По его мнению, контракт, конечно, можно заключать в рублях, но он все равно будет привязан так или иначе к иностранной валюте, так как зарубежному лессору (арендодателю. – Прим. авт.) будет неинтересно заключать контракт в рублях и принимать на себя риски.

«Что касается российских лессоров, такой контракт можно заключить, но это будет означать, что те же риски они просто берут на себя – их контракты так же заключены в иностранной валюте. Компенсация этих рисков будет заложена в цену контракта. Авиакомпании здесь в самом конце цепочки, и принуждать их к тому, чтобы уходить от долларовых расчетов можно, наверно, только в том случае, если к этому готова вся цепочка, потому что авиакомпании здесь зависимы», – делится он своим мнением.

По предположению Ф. Борисова, если предложение Минфина России делается из соображений экономической безопасности, в таком случае необходимо и самолеты производить в России в достаточном количестве всех требуемых классов и соответствующего качества. «На сегодня у российских перевозчиков нет возможности формировать мировую практику торговли самолетами», – подытоживает он.

Логика Минфина понятна независимому аналитику авиационной отрасли Дмитрию Адамидову. При этом он отмечает возникновение ряда новых трудностей в работе авиаперевозчиков.

«Эта история усложняет жизнь авиакомпаниям, потому что они привыкли оперировать несколькими валютами. Я думаю, что это очередная история, когда чиновники пытаются решить свои задачи, но особо не думая о том, как это будет исполняться и насколько это удобно для самих авиакомпаний», –говорит он.

Перерасчет потребует изменения работы, в том числе всего программного обеспечения, добавляет эксперт.

Отметим, что Минфин также рассматривает вопрос по изменению валюты роялти – платежей для иностранных авиакомпаний за использование воздушного пространства России. По разным оценкам, у «Аэрофлота» доход от роялти составляет $600–800 млн в год. 

Роялти получает «Аэрофлот» по системе коммерческих соглашений с иностранными авиакомпаниями, то есть частные акционеры наряду с государством как держателем 51% акций компании.

Такая практика вызывает негативную реакцию не только с международной точки зрения, но и с точки зрения внутреннего рынка авиаперевозок, так как значительная часть таких сборов остается у «Аэрофлота».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions