+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.02.2024 17:22:00
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Авиацию оцифровывают под запрос пассажира

Крупнейшие аэропорты мира инвестируют в цифровизацию процессов взаимодействия с клиентами, безопасность и аналитику. Это – тренды ближайшего года, об этом РЖД-Партнеру рассказали участники рынка станут цифровизация процессов взаимодействия с клиентами, безопасность и аналитика.
Авиацию оцифровывают под запрос пассажира
Аэропорт – это не только про самолеты

В этом году аэропорт Домодедово запустил маркетплейс по заказу услуг аэропорта, таких как парковка, посещение VIP- или бизнес-залов, оплата услуг носильщика багажа. Участники рынка посчитали: более 71% пассажиров посещает кафе и рестораны при аэропортах, 69% – приобретают книги и прочие товары в аэропортовых магазинах. Около 70% используют Wi-Fi и готовы использовать единое приложение для всего полета, об этом гласит исследование The Airport Dimensions. Для 83% опрошенных приоритетным является доступ к информации о статусе полета, для 80% важнее заказ еды в лаунж-зоне. Возможность почитать цифровые журналы и другие медиа ставят на первое место 66% пассажиров, онлайн-шоппинг в аэропорту – 65%.

Усиление тренда на инвестиции в автоматизацию и цифровизацию зафиксировал IATA. Пассажир в 2023 году прибывал в аэропорт уже «готовым к вылету», то есть с максимальным упрощением всех возможных формальных процедур. Бизнес-партнеры хабов, да и сами аэропорты подстраиваются. TAV Technologies разработала продукт 360° Digital Airport Platform – единая платформа сообщает пассажиру о задержке рейса, изменении номера выхода на посадку, то есть решение минимизирует физический контакт между клиентами и сотрудниками аэропорта и авиакомпаний. Решение работает как на смартфоне и смарт-часах, так и на десктопной версии сайта и информационных киосков. Современный пассажир намерен сократить контакты с персоналом, соглашается Кирилл Малышев, директор практики по стратегии роста и продаж компании «Рексофт Консалтинг».

«Бесконтактный опыт клиента – полноценный тренд, который в том числе определяет будущее обслуживания в аэропортах. Так, в мировом и российском опыте есть успешные кейсы, когда технологии помогают отслеживать приоритеты пассажиров и их поведение, чтобы формировать персонализированные предложения для покупки в подходящий момент», – добавляет он.

Аэропорты без персонала

Паспортный контроль в Шереметьево пассажиры проходят в терминале С посредством автоматизированной системы паспортного контроля (АСПК). Автоматика уже последние три года не просит паспорт, ей достаточно данных биометрии. В 2023 году обновлены стойки самостоятельной регистрации пассажиров и багажа в аэропорту Домодедово.

В аэропортах даже ритейл оцифровывают. Эксперты в пример приводят магазины Amazon Just Walk Out от Hudson Nonstop в Далласском аэропорту Лав Филд и чикагском международном аэропорту Мидуэй. Путешественники сканируют банковскую карту перед входом в магазин, далее выбирают товар и уходят. Оплата происходит автоматически. Аэропорт Хитроу совместно с Chanel, Dufry and JCDecaux создали дополнительную реальность, в которой возможно примерить продукцию.

Еще один частный случай бесконтактных путешествий – виртуальные очереди. Пассажиры не стоят друг за другом, а бронируют место в пунктах досмотра. Еще в пандемийном 2021 году международный аэропорт Сиэтл-Такома (США) опробовал такую систему в качестве решения для перегруженных точек общего досмотра. После испытания компания-разработчик VHT сообщила, что общее время ожидания сократилось до 10 минут.

Также в авиахабах популярными становятся автономные роботы-доставщики. Международный аэропорт Цинциннати/Северный Кентукки реализовал проект по осуществлению доставки продуктов питания и розничной торговли с помощью автономных роботов непосредственно к месту нахождения пассажиров в зале ожидания.

«Клиентский опыт – один из важнейших факторов для роста выручки аэропорта. Чтобы развивать этот показатель, а также продолжать повышать эффективность работы воздушного хаба, необходимо и дальше инвестировать в ИТ и развивать цифровые сервисы. Ведь аэропорт – сложная система, для поддержания работы которой необходимо обеспечить координацию всех ее элементов и процессов, что невозможно сегодня без использования современных технологий», – считает Кирилл Малышев.

Пассажиров становится больше

Мировая авиационная отрасль восстанавливается, согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), по состоянию на ноябрь 2023 года объем авиаперевозок в прошлом году в годовом выражении продолжал расти и был всего на 0,9% ниже уровня допандемийного 2019 года. Статистика Росавиации гласит, отечественные авиакомпании за первые восемь месяцев 2023 года увеличили перевозки пассажиров на международных воздушных линиях на 33% год к году, до 14,6 млн человек. Это максимальный показатель за период с начала пандемии в 2020 году. Опережающими темпами рос пассажиропоток в страны дальнего зарубежья – на 46% год к году, а перевозки по странам СНГ увеличились на 23%.

«Аэропорты сегодня готовятся не просто к возвращению на уровень до локдауна и изменениям логистики маршрутов. Участники осознают, что пассажиры, основываясь на своем клиентском опыте в других индустриях (банки, ритейл, и пр.), ожидают от аэропортов улучшения уровня сервиса, который будет соответствовать стремительному развитию современных технологий, произошедшему за последние годы», – отмечает К. Малышев.

Приоритетными направлениями для инвестиций для абсолютного большинства крупнейших аэропортов в ближайший год станут цифровизация процессов взаимодействия с клиентами, безопасность и аналитика. Согласно мировым прогнозам, неавиационные доходы аэропортов к 2028 году увеличатся почти в полтора раза. Они составляют более трети от общего заработка воздушных хабов. Основные драйверы неавиационной деятельности – это комиссия за продажу продуктов питания и напитков (рестораны, бары и др.), доходы от аренды площадей, а также от проката автомобилей и автомобильных стоянок.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions