+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.01.2025 15:58:52
Авто / Новости
РЖД-Партнер

Пермские ученые разработали асфальтобетон с оптоволокном

Исследователи из Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) создали и запатентовали инновационный асфальтобетон, в состав которого входят отходы оптоволокна, сообщил ТАСС.
Новая разработка не только улучшает прочностные характеристики дорожного покрытия, но и способствует утилизации отходов пластика и стекла, уменьшая их негативное воздействие на окружающую среду, сообщили в пресс-службе университета.

Преимущества новой технологии
Ключевой особенностью разработки стало использование оптического волокна вместо углеродного, которое ранее применялось в качестве армирующего наполнителя в асфальтобетоне.
Как отметили в ПНИПУ, углеродное волокно имеет низкую адгезию с битумом, что снижает прочность покрытия. Оптоволокно, напротив, обеспечивает лучшее взаимодействие материалов, повышая долговечность и устойчивость дорожного покрытия.

Экологический аспект
Остатки оптоволокна, не пригодные для прямого использования, содержат пластик и стекло, которые обычно оказываются на свалках или в водоемах. При разложении они выделяют токсичные вещества, такие как свинец, мышьяк и кадмий.
Ученые предложили утилизировать эти отходы в строительстве дорог, мостов и аэродромов, тем самым сокращая вредное воздействие на природу.

Экономическая эффективность
Разработанный асфальтобетон дешевле традиционных аналогов, лучше адаптируется к различным температурным условиям и увеличивает прочность дорожного покрытия, что делает его перспективным для массового внедрения.
В ходе исследований были протестированы четыре смеси асфальтобетона с разным содержанием оптоволокна: 0,1, 0,5, 1 и 1,5%.

Наилучшие результаты показала смесь с содержанием 1,5% оптоволокна. В данном случае предел прочности при температуре +20 °C составил 4,3 МПа. При температуре +50 °C – 2,12 МПа.
Устойчивость к трещинам при температуре 0 °C достигла 4,48 МПа, что выше, чем у остальных образцов.
Прочие характеристики соответствуют требованиям ГОСТ 9128.

Профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» ПНИПУ Константин Пугин отметил, что использование именно 1,5% оптоволокна оказалось оптимальным: при таком содержании достигается максимальная прочность и трещиностойкость покрытия. Превышение этого уровня, напротив, ухудшает характеристики материала.

Заключение и перспективы
По предварительным оценкам, использование оптоволокна в асфальтобетоне увеличивает трещиностойкость дорожного покрытия на 10–15%. Это особенно важно для регионов с суровыми климатическими условиями, где дороги подвергаются значительным температурным перепадам.

Разработка была выполнена в рамках государственной программы «Приоритет 2030», направленной на поддержку инновационных исследований. Новый вид асфальтобетона может найти широкое применение в строительстве и ремонте дорог, мостов и аэродромов, обеспечивая более прочные и экологически безопасные покрытия.
Запатентованная технология открывает перспективы как для утилизации промышленных отходов, так и для повышения качества дорожной инфраструктуры в России.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions