В целях совершенствования нормативного правового обеспечения транспортной деятельности путем снижения уровня рисков ответственности за нарушение договоров на рынке грузовых автоперевозок законопроектом предлагается предоставить грузовым автомобильным перевозчикам и экспедиторам право страховать риск ответственности за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции.
По словам экспертов, на данный момент страховые компании с удовольствием страхуют такую ответственность, получают от экспедитора страховые взносы, а потом, при наступлении страхового случая, отмечают, что законом страхование ответственности экспедитора не предусматривается. Дело в том, что ст. 932 Гражданского кодекса РФ разрешает страховать ответственность за нарушение договора только в случаях, прямо предусмотренных законом. И до сих пор это не касалось нарушения договора перевозки и договора транспортной экспедиции.
Недоразумения вокруг этого вида страхования продолжаются уже не один год. Еще в 2010 году Высший арбитражный суд, разбирая похожее дело, выпустил постановление (№ 16996/09 от 13.04.2010 г.), которое рекомендовал применять при рассмотрении аналогичных дел. В нем отмечалось: во-первых, заключение таких договоров распространено в страховой практике, а во-вторых, данный вид страхования нельзя назвать только страхованием риска ответственности за нарушения договора, потому что он также предполагает страхование имущественных рисков, а значит, является комплексным и требованиям ст. 932 Гражданского кодекса РФ не подчиняется. Однако суды до сих пор продолжают по-разному трактовать данный вид страхования.
Принятая в первом чтении Госдумой поправка в соответствующие статьи Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» наконец ликвидирует этот правовой пробел.
Автор: Надежда Вторушина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.