– Как в третью волну коронавируса работает автовокзал: появились ли новые требования к обеспечению безопасности?
– Нет, правила не менялись с марта 2020 года. Мы все эти полтора года требуем от пассажиров и водителей использовать средства индивидуальной защиты и соблюдать социальную дистанцию, а они сопротивляются. Подчеркну, сопротивляются и иностранцы, и россияне. По решению руководства автовокзала диспетчеры, дежурные и перронные контролеры выдают средства индивидуальной защиты бесплатно всем нуждающимся, но медицинские маски практически никто не запрашивает.
– Как пандемия сказалась на объеме работ автовокзала?
– Отрицательно. Регулярные автобусные перевозки – это исключительно частный бизнес. На автовокзале нет ничего государственного, кроме самого автовокзала. Автовокзал зарабатывает, оказывая перевозчикам услуги по договорам на вокзальное обслуживание. А перевозчики зарабатывают на услугах для пассажиров. Общий пассажиропоток в доковидном 2019 году составил более 2 млн пассажиров, в 2020-м он снизился вдвое.
Основной доход автовокзала – маршруты международные. Участники рынка пассажирских перевозок практически воевали друг с другом за международные слоты. В общем объеме перевозок международные перевозки составляли около 60%, автобусы возили пассажиров в Эстонию, Финляндию, Белоруссию, Латвию, на Украину, в Молдавию. В 2019 году по этим направлениям было отправлено более 500 тыс. пассажиров. В 2020-м – за весь год – объем пассажирских перевозок не дотянул до 131 тыс.
Остальные почти 40% в общем объеме – это межрегиональные (выходят за пределы Ленобласти) и смежные межсубъектовые (соединяют Санкт-Петербург и область) маршруты. В 2020-м пассажиропоток снизился с 381,5 тыс. до 240 тыс. Но и здесь перевозчики были вынуждены закрыть практически каждый второй маршрут и уволить до 70% персонала, включая водителей. А водители, работающие на межрегиональных и международных автобусных маршрутах, – это уникальные специалисты. Прежде чем выйти на маршрут, они проходят обучение и в специальных центрах, аккредитованных Минтрансом. Кроме того, их обучают в соответствии с международными соглашениями, ратифицированными РФ. Но сами по себе документы об обучении не являются основанием для выхода на линию: водитель должен изучить маршрут, понять его специфику. Представьте, насколько сложно перевозчику дается решение об увольнении такого специалиста. А в случае увеличения объема перевозок – найти его.
– Но вернуть их теперь можете?
– Не всех.
– Водители и сотрудники автовокзала с желанием проходят обязательную вакцинацию?
– Проходят. Охотнее пошли после лекций, на которые мы приглашаем сторонних медиков или сотрудников собственной медсанчасти для разъяснений.
– В Подмосковье была идея реализовать на транспорте бесковидный режим, то есть пускать в общественный междугородний транспорт только по QR-коду. Как Вы относитесь к этой идее?
– Очень хорошо отношусь. Поддерживаю эту идею и не вижу больших проблем в ее реализации. Необходимо соблюдать элементарные правила безопасности.
Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.