Но все-таки популярностью они пользуются. Мне, по крайней мере, пару раз даже пришлось стоять. То ли ради пассажиров, то ли потому что закупленный подвижной состав нужно куда-то применить, но в прошлом году в адрес Внуково и Домодедово были пущены двухэтажные поезда. Возникает резонный вопрос: куда дели Шереметьево? Ведь там, по сути, особенно нужны дополнительные провозные мощности. Но пока у гостей этого аэропорта прокатиться с ветерком на втором этаже не выйдет по той простой причине, что двухэтажный поезд не пройдет по габаритам. Но не отчаивайтесь, друзья мои, ведь ходят слухи, что к аэропорту протянут новую железнодорожную линию, так что, может, и в Шереметьево пойдем двухэтажным составом.
При этом несмотря на активное развитие не только столичных аэропортов, но и региональных, популярность аэроэкспрессов за пределы Москвы не вышла.
Мы помним, что под те или иные мероприятия аэроэкспрессы запускали в таких городах, как Сочи, Владивосток и Казань. Но по завершении крупных форумов и, конечно же, Олимпиады регионы рвения компенсировать затраты операторов на дотируемые пригородные перевозки особенно не проявляли. В свое время я читал, что в связи с убытками в размере около 100 млн руб. аэроэкспрессы ушли из Сочи, а в 2015 году – из Владивостока (убыток за 2014 г. – около 130 млн руб.) и Казани (около 62 млн руб.). Только в Казани вызвались убытки покрыть и то всего на 50%. Так что теперь в эти аэропорты ходят обычные электрички. Я, конечно, не берусь оценивать ситуацию в других городах, но во Владивостоке электричка, которая ходит из аэропорта 4 раза в сутки, продолжает гордо носить звание экспресса.
Однако в деле быстрой доставки в аэропорт не сдается администрация Санкт-Петербурга. Я уже писал о некоторых сложностях, которые связаны с транспортной доступностью аэропорта Пулково. В этом году к вопросу строительства линии аэроэкспресса до Пулково вернулись вновь, а он обсуждается уже не первый год. Но это пугающее слово «окупаемость» снова посеяло сомнения в умах. Дело в том, что ситуация с перемещением из аэропортов в Москве и Санкт-Петербурге все-таки разнится. И несмотря на неизбежные проблемы с доставкой, все-таки не будем забывать, что петербургский аэропорт располагается в черте города и до него можно добраться наземным транспортом, который отправляется от станции метро «Московская». А если цена на проезд будет составлять порядка 500 руб., как в Москве, то неизвестно, насколько пассажиропоток перекочует на железку. А это может грозить тем, что такой дорогой проект, а между прочим, ориентировочная стоимость составляет 18,8 млрд руб., может попросту не окупиться.
Конечно, единого мнения тут быть не может, да и сами потенциальные пользователи услуг к консенсусу не пришли. Тем не менее на Петербургском экономическом форуме соглашение о реализации проекта подписали, и, возможно, к 2022 году красная электричка помчится и в направлении Пулково. Но, как обычно это бывает в России, без сучка и задоринки проект вряд ли будет реализован. Вопросы появились практически сразу. Сначала заявки от участников конкурса на строительство линии ждали до 10 октября, потом в связи с обращением РЖД, поскольку, оказывается, не все детали проекта были согласованы, сроки были перенесены на 28 ноября.
Мало того, правительство Петербурга и РЖД пока не могут прийти к компромиссу по поводу маршрута аэроэкспресса. Железнодорожники хотят, чтобы поезд отправлялся с Балтийского вокзала. В то время как правительство считает, что аэроэкспресс должен отправляться с Витебского. И что-то мне подсказывает, что это далеко не последние вопросы. Поэтому риск не уложиться в заявленные сроки никто не отменял...