ОАО «РЖД» осознало, что ему реально угрожает опасность превращения в перевозчика низкодоходных грузов. Об этом компанию предупреждали еще лет пять-шесть назад сами руководители ее профильных подразделений. Теперь, похоже, холдинг решил сместить акцент на пассажирские перевозки: во-первых, они в отличие от грузовых показывают опережающую динамику роста, во-вторых, могут приносить больший, чем сейчас, доход, ну а в-третьих – более привлекательны с социальной и имиджевой точки зрения, ведь пассажиры – это избиратели.
Впервые в истории итоговых правлений генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров начал свой доклад не с итогов грузовой работы компании, а с пассажирского сектора. В прошлом году, к примеру, правление началось с заявления об историческом рекорде, когда грузооборот на 2,5% превысил итоги 1988-го. Теперь же доклад начался с нового пассажирского рекорда: впервые за последние 11 лет перевозки пассажиров превысили 1,2 млрд человек. И впервые в докладе главы РЖД не прозвучали конкретные цифры погрузки и грузооборота. Какие приоритеты ставит себе перевозчик на 2020 год – в материале «РЖД смещают акценты».
Казалось бы, у ведущего поставщика металлопродукции для российского автопрома – ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» – не так много требований к своим основным партнерам по вывозу продукции: от операторов нужен универсальный подвижной состав надлежащего качества и в нужном количестве, от ОАО «РЖД» – приемлемые тарифные условия и нормальная пропускная способность сети.
Однако, по словам заместителя начальника управления логистикой ПАО «ММК» Михаила Щербинина, сегодня на рынке не так много таких компаний, способных удовлетворить заявленные требования. Кроме того, текущий уровень инфраструктуры не позволяет в полной мере перевезти по железной дороге весь объем производимых грузов. Особенно остро это ощущается при перевозке на Восточном и Западносибирском направлениях.
О том, с какими сложностями приходится сталкиваться комбинату в процессе вывоза своей продукции – в интервью с М. Щербининым «Головная боль грузовладельцев».
Навигация на Северо-Востоке РФ в этом сезоне проходила в тяжелых условиях. Хотя водным транспортом до пунктов назначения доставлено 100% грузов от плана, прошедшая навигация – одна из сложнейших за последние годы. Сказались лесные пожары, охватившие летом Восточную Сибирь. Вследствие ограниченной видимости, которая местами не превышала 50 м, на участке Усть-Кут – Киренск в Иркутской области был введен запрет на движение флота вниз по течению и объявлено ограничение по судоходству по течению вверх – до порта Осетрово. Еще больше ситуацию усугубило мелководье.
Из-за маловодности и пожаров в нынешнем сезоне было потеряно 44 дня, или 63% навигационного времени, приводит данные министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Александр Тарасов. Выполнить план по завозу грузов позволило продление сроков навигации, благо обстановка на реках к этому располагала. Повторение ситуации с природными аномалиями не стоит исключать и в дальнейшем. Облегчить перевозчикам работу должно появление порта напротив Якутска, который будет взаимодействовать с автомобильным и железнодорожным транспортом. Подробнее читайте в материале «Год малой воды»
Положительная динамика перевозок грузов в контейнерах на железных дорогах в 2019 году уже стала привычной. Так, перевозки контейнеров на сети РЖД в январе – ноябре 2019-го выросли до 32,5 млн т, что на 13,3% больше, чем за аналогичный период 2018-го. В первую очередь рост обеспечил экспорт, неплохую прибавку дали внутренние маршруты, транзит при этом увеличивался вдвое меньшими темпами, чем экспорт.
Одним из факторов положительной динамики стало переключение на контейнеры пиломатериалов, отправляемых в восточном направлении. Еще одна номенклатура, обеспечившая рост погрузки в контейнеры в 2019 году, – черные металлы. Расширился и экспорт кондитерской продукции российских компаний, а также транзита автомобилей европейских марок в Китай. Какие еще номенклатуры способствовали росту контейнерных отправок и какие технологии при этом использовались? Читайте в статье «Взрывная контейнеризация».
Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер.