+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.10.2018 18:00:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор железнодорожного рынка РФ в сентябре – октябре 2018 года

НПК ОВК представляет обзор железнодорожного рынка РФ в в сентябре – октябре 2018 года.
Сентябрь: строительные грузы тормозят рост погрузки

В сентябре 2018 года рост погрузки замедлился: погрузка составила 104,5 млн т, что всего на 0,7% выше сентября прошлого года. Грузооборот продолжил расти: 209,5 млрд т-км (+2,9%).

В сентябре выросли перевозки всех грузов за исключением строительных (-10,3%), цемента (-7,4%) и зерна (-4,5%): уголь (+2,4%), нефть (+3,8%), железная руда (+1,1%), черные металлы (+3,3%), лесные грузы (+2,9%), удобрения (+4,4%), цветная руда (+13,3%).

Уголь: экспорт продолжит расти

Погрузка угля в сентябре выросла к прошлому году на 2,4% и составила 29,3 млн т, установив очередной рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 276,3 млн т угля, что на 5,1% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

Рост погрузки обусловлен увеличением экспортных отправок (+5%) преимущественно в Германию и Польшу: объем поставок в эти страны вырос на 600–700 тыс. т к сентябрю предыдущего года. Небольшое замедление темпов роста обусловлено снижением поставок в Японию (-10%).

По оценке экспертов, Германия еще не скоро откажется от российского угля. По словам председателя комиссии ─ христианского демократа ─ Рональда Пофалла, последняя электростанция на буром угле должна быть отключена в Германии между 2035 и 2038 годом. При этом в октябре на пленарном заседании российско-немецкого бизнес-форума губернатор Ленинградской области заявил о намерении сотрудничать с Германией в области поставок угля. Через порт Приморск после появления дополнительных мощностей планируется создать угольный поток в немецкий порт Росток.

Снижение экспорта угля в Японию может быть обусловлено постепенным восстановлением атомной энергетики в стране. Согласно заявлению японского Института энергетической экономики, уже до конца 2018 года вновь введут в строй сразу семь энергоблоков на собственных АЭС. Сегодня в Японии уже работает пять энергоблоков, и в ближайшее время будет осуществлен запуск третьего и четвертого блоков на АЭС «Такагама». Однако полностью переключаться на атомную энергетику не планируется. По ожиданиям, к 2030 году в соответствии с государственной программой Япония будет располагать более чем сорока новейшими угольными ТЭС.

Украина заявила о намерениях приобрести в 2019 году у России угля на почти 3/4 от общих закупок данного вида топлива. Согласно опубликованной Министерством энергетики и угольной промышленности структуре топлива ТЭС и ТЭЦ на 2019 год, доля угля из России составит 3 млн 815 тыс. т. В октябре поставки угля из России на Украину выросли к прошлогоднему уровню на 20%.

По словам заместителя министра энергетики России Анатолия Яновского, в текущем году экспорт энергетического угля составит 177 млн т, а динамика его роста останется положительной до 2030 года. При этом рост идет в основном за счет потребления странами Азиатско-Тихоокеанского региона и в перспективе Африки (рынка Марокко и Египта), где предпочитают более дешевую угольную генерацию электроэнергии.

Прогнозируется дальнейший рост погрузки угля железнодорожным транспортом за счет наращивания экспортных отправок на фоне благоприятной мировой конъюнктуры и высокого спроса на отечественный уголь.

Нефть и нефтепродукты: небольшой рост

Погрузка нефти и нефтепродуктов в сентябре выросла на 3,8% и составила 19,2 млн т. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 175,9 млн т нефти и нефтепродуктов, что выше показателя аналогичного периода 2017-го на 0,4%.

Рост перевозок произошел за счет увеличения экспортных отправок (+6,7%). Поставки выросли в Нидерланды (+20%), Италию (+20%), Монголию (+60%) и Азербайджан (поставки почти не осуществлялись в прошлом году).

Госнефтекомпания Азербайджана SOCAR начала импорт из России автомобильного бензина марки AI-92. По словам представителя компании, ежегодно Бакинский НПЗ им. Гейдара Алиева производит определенное количество топлива с запасом специально для покрытия потребностей во время проведения на предприятии плановых ремонтных работ. Кроме того, параллельно на заводе ведутся и работы по модернизации, направленные на производство более качественного топлива, поэтому период ремонтных работ может удлиниться. Таким образом, в начале ремонтных работ спрос на автомобильный бензин AI-92 на местном рынке покрывается за счет собственных запасов, а в последующие дни – за счет импорта.

Два месяца подряд снижаются поставки нефтяных грузов в Белоруссию: экспорт в сентябре был ниже на 30% от показателей прошлого года. При этом с ноября планируется прекратить поставки в Белоруссию бензина, дизельного топлива и мазута, ограничение будет действовать до конца следующего года. По оценке Минэнерго, беспошлинный экспорт нефтепродуктов в Белоруссию нецелесообразен – республика полностью обеспечивает свои потребности в нефтепродуктах за счет переработки российской нефти.

Пока РЖД удалось приостановить падение погрузки нефти и нефтепродуктов, однако существенного роста ожидать не приходится. Дальнейший прогноз будет зависеть от эффективности работы РЖД по созданию привлекательных условий для грузоотправителей.

Строительные грузы и цемент: восстановление затягивается

Погрузка строительных грузов в сентябре снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 10,3% и составила 10,5 млн т, а цемента – на 7,4% и составила 2,5 млн т. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 95,7 млн т строительных грузов и 19,7 млн т цемента, что на 6,1 и 7,2% ниже показателей аналогичного периода 2017 года.

По данным Росстата, в сентябре ввод жилья составил 6,3 млн кв. м, что на 6,7% ниже показателя сентября 2017 года. Всего за 9 месяцев 2018-го ввод жилья сократился на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В октябре крупнейший игрок рынка ипотеки «Сбербанк» поднял ставки впервые с 2014 года на 0,4 п. п., тогда как многие банки сделали это еще раньше. При этом к концу текущего года средневзвешенная ставка по ипотеке может вплотную приблизиться к 10%. Тем не менее эксперты «Дом.РФ» не ожидают значительного снижения спроса на ипотеку. По их мнению, достигнутый сейчас уровень ставок достаточно комфортен и будет мало влиять на принятие решения о покупке жилья. А объемы выдачи ипотеки в 2018 году составят около 3 трлн руб. (+50% к 2017 г.). Однако специалисты «Эксперт РА» прогнозируют рекордные 2,7–2,8 трлн руб., а в 2019-м объемы ипотеки не превысят 2,5 трлн руб. даже при относительной стабильности макроэкономических условий.

В исследовании Рейтингового агентства строительного комплекса оценили уровень инфляции в строительной отрасли в следующем году с учетом изменения стоимости материалов, трудозатрат и других необходимых ресурсов. Если по итогам года показатель может достигнуть 5,4–5,6%, то к 2019-му уровень превысит 6,5% и может подняться до 9%. Рост инфляции в отрасли произойдет на фоне повышения НДС и перехода рынка на проектное финансирование. И хотя жилье напрямую не облагается НДС, его повышение скажется на себестоимости строительства в виде роста цен на строительные материалы. А вследствие перехода на проектное финансирование застройщикам придется увеличить долю собственных средств и банковских кредитов, что также скажется на себестоимости застройки.

По данным Росстата, за 9 месяцев 2018 года в России было произведено 42,9 млн т цемента, что на 0,2% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Однако по данным ГС-Эксперт, показатель составил 41,6 млн т цемента (-3,2% к аналогичному периоду предыдущего года). Причина расхождения данных – в учете государственной службы производства тарированного цемента предприятиями Московской области. Таким образом, отток цемента на автомобильный транспорт может быть меньше, чем прогнозировалось ранее.

Перспективы строительной отрасли РФ в настоящее время неясны. Процесс адаптации жилищного строительства к новым рыночным условиям на фоне завершения крупных проектов (Керченский мост, подготовка к ЧМ-2018) может отрицательно повлиять на объемы погрузки. Однако в долгосрочной перспективе по мере реализации планов правительства по увеличению застройки и запуска новых проектов перевозка строительных грузов будет расти.

Черные металлы: на мировом рынке растет напряженность

Погрузка черных металлов в сентябре выросла к уровню предыдущего года на 3,3% и составила 6,3 млн т. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 58,8 млн т черных металлов, что на 9,9% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

Рост погрузки в сентябре произошел за счет как внутренних (+1%), так и экспортных (+10%) перевозок. Увеличились отправки в Италию (в 2,5 раза), Турцию (в 2 раза) и Мексику (в 1,5 раза).

Объемы поставок в Турцию могут снизиться: страна с 17 октября ввела импортные квоты на сталь. Импорт металла свыше установленной квоты будет облагаться дополнительной 25%-ной пошлиной. Установленные ограничения являются ответными мерами на ввод президентом США Дональдом Трампом 25%-ной пошлины на сталь, в результате которой произошло перенаправление потоков стали в Турцию.

По прогнозам международной металлургической ассоциации World Steel Association, в 2018 году глобальное потребление стальной продукции на 3,9% превысит показатель прошлого года, тогда как в 2019-м прогнозируется снижение темпов роста до 1,4%. Быстрее всего спрос на стальную продукцию будет увеличиваться в странах Азии (без Китая) – на 6,8% в следующем году. Подъем ожидается прежде всего в Индии и странах АСЕАН вследствие оживления в инфраструктурном и жилищном строительстве. Ситуация со спросом на сталь в Китае выглядит неопределенной и будет зависеть от взаимоотношений с США и политики правительства страны.

В США аналитики Worldsteel видят замедление в 2019 году, которое будет вызвано прекращением подъема в строительстве и автомобильной промышленности. Аналогичный прогноз составлен и для стран Евросоюза, для которых весьма серьезный риск представляют также торговые конфликты. Для Турции Worldsteel предсказывает спад в 2018-м, но на следующий год экономика страны и национальный рынок стали могут восстановиться благодаря антикризисным мерам правительства. В России, по мнению ассоциации, рост потребления будет слабым как в текущем, так и в будущем году, несмотря на повышение мировых цен на нефть.

В ассоциации «Русская сталь» заявили, что металлурги готовы увеличить перевозку грузов на 12 млн т в год. Основным сдерживающим фактором для развития металлургических предприятий в ассоциации назвали существующую железнодорожную инфраструктуру. Так, пути для приема-передачи и обслуживания грузов ряда станций примыкания к предприятиям нуждаются в реконструкции и электрификации. Некоторые станции, обслуживающие российские порты и подходы к ним, требуют расширения пропускной способности. Кроме того, необходимо расширить и реконструировать станционные пути, связанные со строительством новых предприятий. В конце сентября Новолипецкий металлургический комбинат, Первая грузовая компания и группа UCL Holding сообщили о готовности инвестировать в развитие собственной транспортной инфраструктуры 28,6 млрд руб.

Вместе с тем международное рейтинговое агентство Moody's сохранило стабильный прогноз по сталелитейной промышленности России на ближайшие год-полтора. Ожидается, что внутренний спрос на сталь будет стабильным или умеренно расти благодаря продолжающемуся росту ВВП, государственным инфраструктурным проектам и развитию на рынке строительства, который является основным потребителем стали. Таким образом, внутренний грузопоток будет поддержан, тогда как экспорт черных металлов может снизиться на фоне ухудшения мировой конъюнктуры.

Руда: замедление темпов роста внутренних перевозок

Погрузка руды в сентябре составила 9,2 млн т, что выше показателей предыдущего года на 1,1%. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 86,5 млн т руды, что на 5% выше значений аналогичного периода 2017-го.

В сентябре внутренние перевозки выросли на 4,4%, тогда как экспорт оказался ниже уровня прошлого года на 15% за счет снижения поставок в Китай (-50%) и Польшу, последняя еще в августе полностью приостановила российский импорт. При этом в 3 раза выросли поставки руды в Германию и в 2 раза – в Словакию.

Замедление темпов роста внутренних перевозок вызвано в том числе и ухудшением конъюнктуры мирового рынка черных металлов, вследствие которого на экспорт будет направлено меньше готовой продукции. В таком случае вероятно увеличение экспортных отправок руды железнодорожным транспортом.

Лесные грузы: отрасль опережает намеченные планы

Погрузка лесных грузов в сентябре выросла к уровню предыдущего года на 2,9%, и составила 3,5 млн т. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 34,7 млн т лесных грузов, что на 4% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

Рост погрузки в сентябре произошел за счет как внутренних (+20%), так и экспортных (+2%) перевозок. Увеличение поставок продолжилось в Финляндию (+10%) и Казахстан (+35%).

По словам директора Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России, некоторые показатели 2018 года опережают уровень, заложенный в Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года, утвержденной правительством России. За 8 месяцев рост объемов переработки древесины составил 8,4%, производства мебели – 6,6%, в целлюлозно-бумажной отрасли – 10,6%. Объем экспорта продукции лесопромышленного комплекса России по итогам этого года ожидается на уровне $12 млрд.

Перевозки лесных грузов железнодорожным транспортом будут расти и далее по мере развития лесопромышленного комплекса РФ и деревянного домостроения.

Зерно и продукты перемола: падение экспорта впервые за последние 20 месяцев

Погрузка зерна в сентябре составила 2,1 млн т (-4,5% к сентябрю прошлого года). Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 20 млн т зерна, что на 36,9% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

Внутренние перевозки сократились на 10% относительно уровня прошлого года, а экспортные впервые с марта 2017-го – на 2%. Экспорт упал в Египет (-10%) и Азербайджан (-60%).

Снижение темпов отгрузок связано с укреплением рубля и падением экспортных цен за 1,5 месяца почти на 6%, до $218 за 1 т. В октябре ─ декабре конъюнктура может оказаться более благоприятной для активной торговли, если не помешает погода. Однако достичь прошлогодних рекордных показателей вряд ли получится. По словам генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, на юге уже вывезено более половины всего экспортного потенциала пшеницы, плюс около 20% законтрактовано, при этом до конца сезона остается еще 9 месяцев. В других регионах есть проблемы с урожаем и качеством зерна. Эксперты отмечают, что география экспортного спроса смещается в Центр страны и Поволжье.

По оценке министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, урожай зерновых в этом году будет больше, чем планировалось: 109, а не 106 млн т, а экспорт зерновых увеличится до 39 млн т. Кроме того, неурожай в других странах повысил спрос на российскую продукцию.

Таким образом, прогноз перевозок зерна железнодорожным транспортом будет поддержан на фоне улучшения прогнозов по объему урожая, а также высоких переходящих запасов предыдущего сезона.

Химические и минеральные удобрения: рост возобновился

Погрузка удобрений в сентябре составила 4,7 млн т (+4,4% к сентябрю прошлого года), установив новый рекорд для данного месяца. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено почти 44,2 млн т удобрений, что на 4% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

В сентябре экспорт увеличился на 2% за счет роста поставок в Бразилию (+30%) и США (вдвое).

Компания «ФосАгро» совместно с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), суверенным фондом России и индийской компанией IndianPotash договорились о заключении контракта, который предусматривает совместные инвестиции в производство минеральных удобрений на территориях России и Индии. В контракте предусматриваются долгосрочные поставки продукции «ФосАрго» в Индию, объем которых может составить 2 млн т в период с 2019 по 2021 год, а их совокупная стоимость оценивается в $1 млрд.

Перевозки удобрений железнодорожным транспортом продолжат расти на фоне высокого мирового спроса на российскую продукцию, а также по мере запланированного ввода производственных мощностей на территории РФ.

Спрос на полувагоны по-прежнему растет

Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды – журнал «Рынок подвижного состава».

Коммерчески пригодный к перевозкам парк – 1038 тыс. ед., тогда как неисправный на начало октября по-прежнему на низком уровне – около 51,9 тыс. ед. В результате профицит парка составил 48 тыс. ед.

В сентябре реализация вагонов заводами СНГ составила 6,8 тыс. ед., что на 15% выше результатов сентября 2017 года (5,9 тыс. ед.). При этом списано было всего 2,4 тыс. вагонов. Полувагонов было реализовано 4,5 тыс. ед., что существенно превышает объем их списания (0,6 тыс. ед.). Ставки аренды на типовые полувагоны в октябре выросли до 1,9 тыс. руб./сутки, профицит в сегменте по-прежнему отсутствует. На начало октября парк вагонов нового поколения разных производителей достиг почти 116,5 тыс. ед.

Институт проблем естественных монополий прогнозирует, что реализация программ развития железнодорожного транспорта потребует увеличить к 2025 году эксплуатационный парк грузовых вагонов на 20%, т. е. более 370 тыс. новых грузовых вагонов на сумму более 1 трлн руб. Соответственно, в рамках выполнения стратегических программ в сфере железнодорожных перевозок загрузка вагоностроительных предприятий России до 2025 года может выйти на уровень производства более 50 тыс. вагонов в год.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions