+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.08.2022 11:37:14
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Вся цель изменений тарифной политики – заставить грузоотправителей массовых грузов платить больше

Индекс ценового паритета, прозрачность ценообразования, применения многочисленных тарифных формул – это умные фразы, создающие своеобразную дымовую завесу, в которой заинтересованы разработчики новой тарифной политики от ОАО «РЖД». Цели разработчиков новой тарифной политики (а это делают исключительно сотрудники ОАО «РЖД», у других либо нет концептуальных предложений, либо нет права выносить свои предложения) довольно простые и давно оформленные – тарифная политика должна быть построена таким образом, чтобы в любой год бюджет ОАО «РЖД» сходился с прибылью.
Вся цель изменений тарифной политики – заставить грузоотправителей массовых грузов платить больше
Поэтому все изменения коснутся основной грузовой базы, сложившейся и предсказуемой. На повестке – изменения по пяти видам грузов, формирующих либо основные доходы РЖД, либо основной объем погрузки: уголь, железная руда, черные металлы, нефть и нефтепродукты и порожние вагоны. Тенденции тарифного регулирования перевозок этих грузов давно оформились, но требуют окончательной институализации в новом Прейскуранте № 10-01. Стоимость перевозок угля и руды должна вырасти (как минимум в экспортном сообщении). То же самое ждет и порожние полувагоны, и порожние цистерны, возвращающиеся из мест массовой выгрузки.

Стоимость перевозки черных металлов и нефти должна снизиться, за исключением лимитирующих направлений. Остальные грузы, сколько ни стимулируй, сколько ни создавай тарифные условия, дополнительные миллионы тонн погрузки на сеть они не принесут, это и цемент, и лес, и лом, и зерно, и более мелкие номенклатуры грузов.

Поэтому подчеркиваю, вся цель изменений тарифной политики – заставить платить больше грузоотправителей массовых грузов, не имеющих альтернативы перевозки другим видом транспорта. Именно поэтому ОАО «РЖД» не уйдет от классности деления грузов и от всевозможных коэффициентов. Усреднение стоимости перевозки может привести к снижению доходов ОАО «РЖД».

Печально, что новый формат тарифной политики разрабатывается исключительно под бюджетные нужды перевозчика и в нем не ставятся задачи по привлечению дополнительного груза с других видов транспорта – менее безопасных и менее экологичных. Никто не говорит о создании тарифных условий для прихода грузов малого и среднего бизнеса, все сводится к гарантиям большого объема перевозок.

Так, спустя 9 лет после начала работы тарифного коридора стало очевидно, что он служит почти всегда интересам только крупного бизнеса. Примеров, когда предоставлялись скидки на перевозки предприятиям малого и среднего бизнеса, почти нет. Значит, в связи с органической неспособностью монополиста-перевозчика видеть потребности малого и среднего бизнеса, тарифные условия, позволяющие начать работу с железнодорожным транспортом, должны быть заложены в Прейскуранте № 10-01.

На прозрачность тарифообразования может повлиять только подробнейшая отчетность ОАО «РЖД», позволяющая судить о динамике доходов и расходов ОАО «РЖД». Так, в связи со снижением в Уставе железнодорожного транспорта размеров штрафов перевозчика за просрочку доставки грузов перевозчик начиная с 2021 года меньше стал нести расходов по данным штрафам. Значит, в связи со снижением расходов возникает основание пересмотреть размер индексации тарифов на следующий год. Но отсутствие подробной отчетности не позволяет даже рассуждать о такой возможности. Поэтому прозрачность – не в создании читаемого прейскуранта с понятными алгоритмами расчетов, а в контроле государства и общества над себестоимостью перевозчика, что предполагает подробное раскрытие финансовых данных.

Есть небольшая надежда, что по итогам тарифного реформирования какие-то отдельные грузы, не занимающие существенного места в объеме перевозок и склонные к переходу на другие виды транспорта, могут получить некоторые послабления в тарифной нагрузке. Я имею в виду бытовую технику, товары народного потребления, различные продукты питания, машиностроительную продукцию.

Все эти грузы требуют аккуратного подхода, отсутствие которого в ОАО «РЖД» можно компенсировать только снижением тарифов. Снижение нагрузки на таких грузоотправителей позволило бы перевозчику оправдать себя в свете предстоящего ужесточения тарифной нагрузки на ряд грузов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions