+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.07.2016 11:28:38
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Пригородные перевозки: 15 лет без забот

Правительство РФ сделало подарок гражданам России и продлило действие льготного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта в пригородном сообщении до 2030 года. По мнению экспертов, всех проблем в отрасли данное послабление не решит, однако поможет избежать сокращения маршрутов. И, как отмечают представители непосредственно пригородных компаний, даже позволит улучшить качество услуг для пассажиров пригородного железнодорожного транспорта, а также создаст предпосылки для инвестиций в модернизацию инфраструктуры и обновление парка подвижного состава.
 

Постановление окрыляет

Правительство РФ до 31 декабря 2030 года продлило тариф на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта в пригородном сообщении. Об этом свидетельствует постановление, размещенное на сайте кабмина.

«Подписанным постановлением коэффициент 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры, оказываемые ОАО «РЖД» в пригородном железнодорожном сообщении, установлен на долгосрочный период (до 31 декабря 2030 г.)», – говорится в сообщении. Документ также предусматривает полную компенсацию потерь в доходах РЖД от установления такого коэффициента. Отмечается, что данные меры позволят обеспечить доступность для населения пригородных железнодорожных перевозок и снизить нагрузку на региональные бюджеты, а также приведут к обеспечению безубыточности работы пригородных пассажирских компаний в долгосрочной перспективе.

«Принятое решение будет способствовать повышению эффективности пригородного пассажирского железнодорожного комплекса и безубыточной деятельности пригородных пассажирских компаний, позволит обеспечить доступность для населения пригородных железнодорожных перевозок и снизить нагрузку на региональные бюджеты», – говорится в постановлении.

Напомним, что скидка 99% на услуги инфраструктуры при перевозке пассажиров в пригородном сообщении в России применяется с 2011 года с соответствующей компенсацией выпадающих доходов владельца инфраструктуры из федерального бюджета. В 2016-м предусмотренный федеральным бюджетом размер поддержки составляет 37,1 млрд руб. Однако до текущего момента решения о предоставлении указанной скидки принимались каждый год с установлением срока ее действия не более одного года. В документе подчеркивается, что в целях сокращения нагрузки на региональные бюджеты и обеспечения безубыточной работы пригородных пассажирских компаний постановлением правительства от 17 октября 2011 года был установлен льготный тариф в виде коэффициента 0,01. «Действие льготного тарифа ежегодно продлевалось постановлениями правительства», – указывается в справке к документу. Как сообщалось ранее, установление льготного тарифа для перевозчиков за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта и введение нулевой ставки НДС для пригородных пассажирских компаний позволили снизить расходы пригородных пассажирских компаний в 2015 году на сумму около 8 млрд руб. На компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» от льготного тарифа из федерального бюджета было выделено около 34 млрд руб. В 2016-м на эти цели запланировано порядка 37 млрд руб.

Вагон проблем

Напомню, пригородный железнодорожный комплекс ежегодно перевозит более 900 млн пассажиров, около 65% из которых приходится на Москву и Московскую область. В целом сообщение осуществляется между 5 тыс. станций по всей России. При этом для многих населенных пунктов альтернативы железнодорожному транспорту нет.

«В последние несколько лет проблемы организации и финансирования перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении неоднократно привлекали внимание органов исполнительной власти на разных уровнях, а также средств массовой информации. Из-за недостатка финансирования в 2012–2014 гг. было отменено более 900 поездов, в начале 2015 года едва не были остановлены еще 300. Это вызвало волну социальной напряженности и требование президента страны немедленно восстановить пригородное сообщение по всей территории Российской Федерации», – напомнил генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян.

В результате в 2015 году федеральными органами исполнительной власти была проведена системная работа по стимулированию конструктивного взаимодействия между властями субъектов РФ и пригородными пассажирскими компаниями и стабилизации ситуации с пригородными пассажирскими перевозками. Это в совокупности со скидкой на услуги инфраструктуры в размере 99%, по словам Ю. Саакяна, позволило пригородному пассажирскому комплексу закончить год на уровне, близком к безубыточному. «Основным препятствием к сохранению достигнутых результатов и развитию пригородных перевозок был временный и краткосрочный характер принятых мер и решений, включая решение о предоставлении скидки на услуги инфраструктуры. Сейчас, на фоне появившихся признаков равновесия в отрасли, нормативное закрепление действия основного инструмента поддержки пригородного пассажирского комплекса является весьма своевременным и очень важным с точки зрения обеспечения стабильности и предсказуемости деятельности пригородного железнодорожного комплекса, а также возможности его развития», – считает генеральный директор ИПЕМ.

По его словам, принятое решение позволит пригородным пассажирским компаниям вырабатывать долгосрочную стратегию, планировать свою инвестиционную деятельность, вести конструктивный диалог с банками и лизинговыми компаниями, в том числе по вопросам приобретения подвижного состава.

Большие надежды

Согласно данным ОАО «РЖД», в 2015-м в пригородном сообщении было отправлено в общей сложности 926,5 млн пассажиров, что на 4,2% меньше, чем годом ранее. Несмотря на отрицательную динамику пассажиропотока, результат Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) оказался намного лучше, чем в пригородном комплексе в других регионах России, где падение было значительно сильнее. Всего в РФ работает 26 пригородных пассажирских компаний, но свыше 60% перевозок обеспечивает Центральная ППК, оперирующая в 11 регионах страны. Таким образом, без учета пассажиропотока ЦППК пригородные перевозки пассажиров в России сократились на 8,9% к уровню прошлого года. В сравнении объемом перевозок 2014-го пассажиропоток ЦППК снизился на 1,4%, или на 8,2 млн человек. Пассажиропоток в пригороде уменьшается второй год подряд. Напомним, что в 2014 году общее снижение составляло 0,2%, хотя в 2013-м наблюдался рост на 2,8% в годовом исчислении. В последние годы вопрос обеспечения пригородных железнодорожных перевозок пассажиров стал одним из самых актуальных для правительства РФ, поскольку снижение объемов происходит не столько из-за падения спроса на перевозки, сколько из-за сокращения объемов компенсации со стороны региональных бюджетов пригородным пассажирским компаниям. Перевозчики, в свою очередь, вынуждены уменьшать объемы движения по финансовым причинам, в силу убыточности регулируемых региональными властями тарифов. Благодаря целому ряду организационных и налоговых решений, предпринятых правительством начиная с 2014 года, к концу 2015-го пригородный комплекс практически достиг показателей, близких к безубыточности текущей деятельности. Несмотря на все усилия, по данным ОАО «РЖД», за первую половину 2016 года в пригородном сообщении было перевезено 438,5 млн человек, что ниже уровня аналогичного периода 2015-го на 1,1%. Обеспечение льготного периода на 15 лет, по словам отраслевых аналитиков, – это верный шаг на пути к обеспечению стабильности и возможности развития пригородного пассажирского комплекса. По мнению самих пригородных компаний, льготный тариф позволит постоянно улучшать качество услуг для пассажиров пригородного железнодорожного транспорта. «Гарантированная на длительный период льготная ставка 0,01 к тарифу на использование железнодорожной инфраструктуры – одна из ключевых мер государственной поддержки пригородного комплекса наряду с нулевой ставкой НДС и долгосрочными контактами на перевозку пассажиров», – считает исполнительный директор ОАО «Центральная ППК» Максим Дьяконов.

По его словам, эти меры служат фундаментом для реализации долгосрочной программы развития, создают предпосылки для инвестиций в модернизацию инфраструктуры и обновления парка подвижного состава. «В конечном счете все это позволит постоянно улучшать качество услуг для пассажиров пригородного железнодорожного транспорта», – уверен он.

Мировая практика

В различных государствах модели организации пригородных железнодорожных перевозок отличаются в основном структурой собственности компаний-перевозчиков и степенью участия государства в организации и финансировании перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. В мировой практике такие перевозки признаны планово-убыточным видом деятельности. Для их функционирования и развития требуется финансовая поддержка. В тех государствах, где прекращена практика перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, обязательно осуществляется финансовая поддержка за счет государства. Там, где такая поддержка была прекращена, перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении были либо остановлены совсем, либо претерпели существенное сокращение и находятся на грани выживания.

По данным ИПЕМ, в последнее время объем рынка пригородных перевозок железнодорожным транспортом в Германии стабильно растет, превышая темпы роста рынка перевозок в пригородном сообщении в целом. Пассажирооборот в период с 2000 по 2014 год увеличился на 36% на фоне общего роста пассажирооборота в пригородном сообщении на всех видах транспорта на 7%. Тенденция роста отмечалась и по показателю количества перевезенных пассажиров, который за аналогичный период увеличился также почти на 36%. В России за тот же период количество перевезенных пассажиров в пригородном сообщении сократилось на 25%, пассажирооборот – на 36%. При этом на полигоне Московского транспортного узла, на котором осуществляется 65% всех пригородных перевозок, наблюдается увеличение пассажиропотока (с 2005 по 2014 год количество отправленных пассажиров увеличилось на 14%).

Отметим, что именно в Германии осуществляется долгосрочная поддержка данного вида перевозок. «В этой стране ежегодный размер компенсаций, предоставляемых пригородным железнодорожным перевозчикам из федерального бюджета, достигает €5,7 млрд, при этом размер поддержки и темпы ее индексации законодательно закреплены сроком на 15 лет», – добавляет Ю. Саакян.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions