RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
22.04.2016 15:42:25
РЖД-Партнер

Правильный подход – залог успеха

Возможно ли создание системы управления, которая бы учитывала условия работы в новых рыночных реалиях? Такой, которая бы повысила качество и эффективность обслуживания грузовладельцев на железнодорожном транспорте? По мнению старшего преподавателя кафедры «Эксплуатация железных дорог» Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения (РОАТ МИИТ) Елены Кулиевой, применение процессно-ориентированной системы управления является перспективным направлением. 

– Елена Сергеевна, как Вы считаете, на какие сервисы транспортные компании в условиях низкого рынка должны делать ставку?

– При развитии рыночных отношений для транспортных предприятий основной целью деятельности является качественное обслуживание грузовладельцев – потребителей транспортной продукции. В условиях сокращения объема перевозок и роста конкуренции со стороны других видов транспорта (прежде всего автомобильного) железнодорожному для получения прибыли необходимо применять новые технологии.

Для повышения устойчивости функционирования железнодорожного транспорта в настоящее время нужно решить задачи по совершенствованию управления перевозочным процессом, повышению доходности отрасли и привлечению инвестиций. Особое значение в условиях конкуренции имеет поиск новых форм интеграции железнодорожного и других видов транспорта, а также таможенных органов, экспедиторов, грузовладельцев и иных участников логистической цепи доставки грузов.

В настоящее время услуги по предоставлению вагонов под перевозку выполняют более 1,8 тыс. владельцев, большинство из которых имеют в собственности от нескольких единиц до нескольких сотен грузовых вагонов. Отмечу, что развитие конкуренции в сфере оперирования грузовыми вагонами и стремительный рост количества собственников грузовых вагонов привели к переходу от управления по принципу единого парка к самостоятельному построению логистических цепочек частными компаниями-операторами. Сегодня под погрузку подается вагон собственника, с которым заключен договор на услуги, а не ближайший вагон. Это приводит к снижению качества и эффективности использования подвижного состава. Ухудшение эксплуатационных показателей работы вагонного парка потребовало увеличения его размеров, так как для вывоза того же объема грузов, предъявленных к перевозке, нужен больший парк вагонов.

– Чем же плох большой парк? Ведь теоретически имеющиеся мощности позволяют привлекать к перевозке большее количество грузов и номенклатур.

– Да, но только когда количество вагонов не превышает возможности инфраструктуры. Увеличение парка создает дополнительную нагрузку на сеть и ведет к снижению скорости движения поездов, а следовательно, и к замедлению товародвижения. При общей величине парка грузовых вагонов российской принадлежности более 1,2 млн ед. количество лишних вагонов оценивается экспертами в 250 тыс. ед.

Сохранение данной тенденции может привести к поступлению на сеть такого количества вагонов, при котором движение по железнодорожной инфраструктуре станет затрудненным, а следовательно, перевозочный процесс не будет обеспечен в полном объеме и все предъявляемые к перевозке грузы не вывезут в срок.

– Как, на Ваш взгляд, необходимо изменить подход к управлению вагонопотоками?

– Система регулировки движения порожних вагонов была сформирована в нынешнем виде к 50-м гг. прошлого века для условий плановой экономики с единым собственником вагонов, управляющим ими как единым обезличенным парком. По-прежнему для ОАО «РЖД» ключевыми являются эксплуатационные показатели. Тогда как для оператора главный критерий – доходность вагона за единицу времени. И, в отличие от РЖД, собственникам подвижного состава совершенно безразлична оптимизация отдельно взятого эксплуатационного показателя, если это не отражается на доходе.

Эффективность и качество управленческого труда определяются прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, то есть подходов, принципов и методов.

В настоящее время известны более 13 научных подходов. На мой взгляд, оптимальный в нынешних условиях – процессно-ориентированный. Например, основным преимуществом процессного подхода перед другими является тщательно проработанный горизонтальный менеджмент (на границах процессов). Этот метод исходит из того, что виды деятельности, из которых складывается вся работа предприятия или организации, взаимодействуют. Соответственно, если организовать такое сотрудничество, то можно получить колоссальный синергетический эффект. Очень важно, что принудительный контроль со стороны руководства стыков процессов создает непрерывное управление, что не достигается большинством других подходов. Сегодня же в управлении парком грузовых вагонов применяется функциональный подход, то есть потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. Однако перед руководителями всегда остро стоит вопрос о создании системы управления, которая бы учитывала новые условия работы в рыночных отношениях и способствовала усилению конкурентоспособности предприятий и их продукции. В связи с этим многообещающим оказывается применение процессно-ориентированной системы управления.

Переход от функционального управления к процессному требует от сотрудников постоянной совместной работы, несмотря на то что они могут относиться к различным подразделениям. При правильном внедрении процессного подхода организация будет взаимодействовать как со структурными единицами, так и с внешней средой.

– И как такой подход применим на железной дороге?

– При рассмотрении конкретного процесса в перевозках железнодорожным транспортом рассчитываются и соответствующие показатели каждого элемента перевозочного процесса, как качественные, так и количественные. Например, эксплуатационные показатели работы: скорость доставки грузов, срок доставки, пропускная способность и провозная возможность участков, количество погруженных и выгруженных вагонов, количество принятых и сданных груженых и порожних вагонов. Или показатели вагонного и локомотивного парков: оборот вагона, оборот локомотива, среднесуточный пробег вагона, среднесуточный пробег локомотива, производительность вагона, производительность локомотива и другие показатели.

Основными преимуществами процессного подхода являются координация действий различных подразделений, ориентация на результат, повышение эффективности работы организации, а также прозрачность действий. Кроме того, процессный подход позволяет повысить предсказуемость работы, выявить возможности для целенаправленного улучшения процессов и устранить барьеры между функциональными подразделениями.

Но главное – такой подход позволяет снизить временные и материальные затраты за счет сокращения лишних вертикальных взаимодействий и исключения невостребованных процессов.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions