RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
17.10.2016 15:38:20
РЖД-Партнер

Лесные грузы на Дальнем Востоке демонстрируют рост

В январе-сентябре на Дальневосточной железной дороге погружено 35,6 млн т различных грузов, что на 4% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Несмотря на общий спад, заметное увеличение на магистрали произошло по лесным перевозкам.
За девять месяцев погрузка древесины и пиломатериалов там достигла 3,4 млн т. Это на 7,3% больше, чем годом ранее, сообщили в Дальневосточном территориальном центре фирменного транспортного обслуживания. Хотя по-прежнему везется много необработанной древесины, увеличиваются перевозки продукции лесопереработки. Во многом на положительную динамику сыграло развитие лесопромышленных предприятий. В настоящее время наиболее успешными в области лесной промышленности являются реализуемые в Хабаровском крае проекты холдингов RFP Group и «Бизнес Маркетинг».
«Еще в 2005 году мы поставили стратегическую задачу –повышение эффективности использования лесных ресурсов на основе переработки. В 2008-м построили первый завод, который сегодня вышел на 100-процентную расчетную мощность по выпуску 150 тыс. куб. м сухих пиломатериалов ежегодно, - рассказал гендиректор ООО «Азия Лес» (входит в группу компаний «Бизнес Маркетинг») Александр Пудовкин. – Повышение качества нашей продукции позволило нам выйти на рынки Европы, Японии и Южной Кореи, тогда как раньше практически весь экспорт шел в Китай».
В настоящее время «Азия Лес» реализует проект создания перерабатывающих производств в поселке Березовый. Компания строит новый завод, состоящий из трех линий: по ежегодному производству 330 тыс. куб. м пиломатериалов, 290 тыс. куб. м технологической щепы и 84 тыс. т топливных гранул. Объем частных инвестиций составит 7,6 млрд руб., из которых уже освоено 5,8 млрд.
Сейчас на промышленной площадке ведутся работы по созданию инженерной инфраструктуры, в следующем году инвестор планирует запустить лесопильное производство, а в 2018-м – выпуск профилированных пиломатериалов. При этом компания намерена диверсифицировать бизнес. «Мы видим перспективы у деревянного домостроения и начали расширение производства за счет создания линии по выпуску деревянных домокомплектов», - сообщил Александр Пудовкин.
Другой крупный комплекс, способный перерабатывать до 1,5 млн куб. м древесины ежегодно, поэтапно вводит RFP Group в Амурске. В этом году там налажено производство лущеного шпона. «Мы сформировали достаточно оптимистичный план по его продажам, который сейчас перевыполняем», - отметил президент RFP Group Константин Лашкевич. До конца 2016 года холдинг планирует ввести в строй завод и по выпуску до 230 тыс. куб. м сухих пиломатериалов.
Помимо производств RFP Group и «Бизнес Маркетинг», первый зампред правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Василий Шихалев называет другие потенциальные точки роста отрасли. Это заводы компаний «Римбунан Хиджау» в поселке Хор и «Аркаим» в Ванино с мощностями переработки древесины 0,5 млн и 1,2 млн куб. м, соответственно. Впрочем, на последнем предприятии была введена процедура наблюдения, но краевые власти надеются на кооперацию с китайскими партнерами. За счет создания СП «Аркаим – Цзиньда» предусматривается расширение лесозаготовки и деревопереработки в Хабаровском крае, а также выпуск новых продуктов из древесного сырья - антиоксидантов и пребиотиков. Близкое расположение к морскому порту должно сделать продукцию «Аркаима» более рентабельной.

Дорогие дороги

Между тем развитие отрасли сдерживает нехватка технологических автодорог для вывоза древесины с лесосек до мест переработки и станций погрузки. По данным Рослесхоза, в 2015 году объем лесозаготовки на Дальнем Востоке составил всего 18% от допустимого изъятия. В числе главных сдерживающих причин – расположение крупных участков расчетной лесосеки в недоступных районах. За годы промысла лесной фонд, тяготеющий к магистральной инфраструктуре, БАМу и Транссибу, практически освоен. «Многие проекты в области освоения дальневосточных лесов губит недоступность сырья, сложности и дороговизна ее доставки к месту переработки. Делает даже самые интересные инвестпроекты порой нерентабельными», - говорит Александр Пудовкин. По словам менеджера, чтобы создать крупное производство, способное переработать 1 млн куб. м ежегодно, нужно построить ориентировочно 100 км магистральных автодорог. Многие российские банки, продолжает он, считают подобные проекты наиболее рискованными и неохотно инвестируют в них средства.
«Без системного инвестирования в развитие и строительство лесовозных дорог дальнейшее освоение лесных участков на Дальнем Востоке, да и в целом на территории России, представляется крайне затруднительным. Здесь нужны новые механизмы, нужно развивать механизмы концессий», - заявил на недавней встрече с лесопромышленниками глава Рослесхоза Иван Валентик. Он уточнил, что вложения в автодорожную инфраструктуру на 1 куб. м лесосеки оцениваются от $1 до $5 в зависимости от территории.
Впрочем, уже появляются примеры государственно-частного партнерства при создании инфраструктуры. Так, проект «Азии Лес» стал третьим, отобранным для получения государственной инфраструктурной поддержки в Хабаровском крае. Как рассказал Александр Пудовкин, за счет бюджетных средств компания получит субсидию в размере 850 млн руб. за построенный участок дороги с мостовым переходом через реку Немелен.
На создание инфраструктуры по подобной схеме рассчитывают и в Якутии. По словам директора ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» Михаила Брука, на юге республики появится лесопромышленный кластер. Придется строить транспортные подходы к его объектам. Как напомнил Михаил Брук, корпорация имеет положительный опыт государственно-частного партнерства в строительстве сопутствующей инфраструктуры. С угледобывающей компанией «Колмар», которая строила горно-обогатительный комбинат Инаглинский, за счет федерального бюджета был проложен железнодорожный путь до станции Чульбас и высоковольтная линия электропередачи с подстанцией.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Заявки на перевозку грузов оформляет ЭТРАН

На Российских железных дорогах успешно внедряется система ЭТРАН. Она действует уже на 2222 станциях. В АС ЭТРАН оформляется 100% заявок на перевозку грузов, 98,5% перевозочных документов по отправлению. Кроме того, почти 99% перевозочных документов раскредитовываются в этой системе.

РЖД-Партнер

Системе ЭТРАН исполнилось 9 лет

Системе ЭТРАН ОАО «РЖД» в сентябре исполнилось 9 лет, сообщили в пресс-службе ЗАО «ИнтэлЛекс» – компании-разработчика системы.

РЖД-Партнер

Система ЭТРАН оформляет договоры на 106 тыс. вагонов ВГК

Около 106 тыс. вагонов ОАО "ВГК" переданы под автоматизированное управление системы ЭТРАН ОАО "РЖД".



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions