+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.10.2016 15:38:20
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Лесные грузы на Дальнем Востоке демонстрируют рост

В январе-сентябре на Дальневосточной железной дороге погружено 35,6 млн т различных грузов, что на 4% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Несмотря на общий спад, заметное увеличение на магистрали произошло по лесным перевозкам.
За девять месяцев погрузка древесины и пиломатериалов там достигла 3,4 млн т. Это на 7,3% больше, чем годом ранее, сообщили в Дальневосточном территориальном центре фирменного транспортного обслуживания. Хотя по-прежнему везется много необработанной древесины, увеличиваются перевозки продукции лесопереработки. Во многом на положительную динамику сыграло развитие лесопромышленных предприятий. В настоящее время наиболее успешными в области лесной промышленности являются реализуемые в Хабаровском крае проекты холдингов RFP Group и «Бизнес Маркетинг».
«Еще в 2005 году мы поставили стратегическую задачу –повышение эффективности использования лесных ресурсов на основе переработки. В 2008-м построили первый завод, который сегодня вышел на 100-процентную расчетную мощность по выпуску 150 тыс. куб. м сухих пиломатериалов ежегодно, - рассказал гендиректор ООО «Азия Лес» (входит в группу компаний «Бизнес Маркетинг») Александр Пудовкин. – Повышение качества нашей продукции позволило нам выйти на рынки Европы, Японии и Южной Кореи, тогда как раньше практически весь экспорт шел в Китай».
В настоящее время «Азия Лес» реализует проект создания перерабатывающих производств в поселке Березовый. Компания строит новый завод, состоящий из трех линий: по ежегодному производству 330 тыс. куб. м пиломатериалов, 290 тыс. куб. м технологической щепы и 84 тыс. т топливных гранул. Объем частных инвестиций составит 7,6 млрд руб., из которых уже освоено 5,8 млрд.
Сейчас на промышленной площадке ведутся работы по созданию инженерной инфраструктуры, в следующем году инвестор планирует запустить лесопильное производство, а в 2018-м – выпуск профилированных пиломатериалов. При этом компания намерена диверсифицировать бизнес. «Мы видим перспективы у деревянного домостроения и начали расширение производства за счет создания линии по выпуску деревянных домокомплектов», - сообщил Александр Пудовкин.
Другой крупный комплекс, способный перерабатывать до 1,5 млн куб. м древесины ежегодно, поэтапно вводит RFP Group в Амурске. В этом году там налажено производство лущеного шпона. «Мы сформировали достаточно оптимистичный план по его продажам, который сейчас перевыполняем», - отметил президент RFP Group Константин Лашкевич. До конца 2016 года холдинг планирует ввести в строй завод и по выпуску до 230 тыс. куб. м сухих пиломатериалов.
Помимо производств RFP Group и «Бизнес Маркетинг», первый зампред правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Василий Шихалев называет другие потенциальные точки роста отрасли. Это заводы компаний «Римбунан Хиджау» в поселке Хор и «Аркаим» в Ванино с мощностями переработки древесины 0,5 млн и 1,2 млн куб. м, соответственно. Впрочем, на последнем предприятии была введена процедура наблюдения, но краевые власти надеются на кооперацию с китайскими партнерами. За счет создания СП «Аркаим – Цзиньда» предусматривается расширение лесозаготовки и деревопереработки в Хабаровском крае, а также выпуск новых продуктов из древесного сырья - антиоксидантов и пребиотиков. Близкое расположение к морскому порту должно сделать продукцию «Аркаима» более рентабельной.

Дорогие дороги

Между тем развитие отрасли сдерживает нехватка технологических автодорог для вывоза древесины с лесосек до мест переработки и станций погрузки. По данным Рослесхоза, в 2015 году объем лесозаготовки на Дальнем Востоке составил всего 18% от допустимого изъятия. В числе главных сдерживающих причин – расположение крупных участков расчетной лесосеки в недоступных районах. За годы промысла лесной фонд, тяготеющий к магистральной инфраструктуре, БАМу и Транссибу, практически освоен. «Многие проекты в области освоения дальневосточных лесов губит недоступность сырья, сложности и дороговизна ее доставки к месту переработки. Делает даже самые интересные инвестпроекты порой нерентабельными», - говорит Александр Пудовкин. По словам менеджера, чтобы создать крупное производство, способное переработать 1 млн куб. м ежегодно, нужно построить ориентировочно 100 км магистральных автодорог. Многие российские банки, продолжает он, считают подобные проекты наиболее рискованными и неохотно инвестируют в них средства.
«Без системного инвестирования в развитие и строительство лесовозных дорог дальнейшее освоение лесных участков на Дальнем Востоке, да и в целом на территории России, представляется крайне затруднительным. Здесь нужны новые механизмы, нужно развивать механизмы концессий», - заявил на недавней встрече с лесопромышленниками глава Рослесхоза Иван Валентик. Он уточнил, что вложения в автодорожную инфраструктуру на 1 куб. м лесосеки оцениваются от $1 до $5 в зависимости от территории.
Впрочем, уже появляются примеры государственно-частного партнерства при создании инфраструктуры. Так, проект «Азии Лес» стал третьим, отобранным для получения государственной инфраструктурной поддержки в Хабаровском крае. Как рассказал Александр Пудовкин, за счет бюджетных средств компания получит субсидию в размере 850 млн руб. за построенный участок дороги с мостовым переходом через реку Немелен.
На создание инфраструктуры по подобной схеме рассчитывают и в Якутии. По словам директора ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» Михаила Брука, на юге республики появится лесопромышленный кластер. Придется строить транспортные подходы к его объектам. Как напомнил Михаил Брук, корпорация имеет положительный опыт государственно-частного партнерства в строительстве сопутствующей инфраструктуры. С угледобывающей компанией «Колмар», которая строила горно-обогатительный комбинат Инаглинский, за счет федерального бюджета был проложен железнодорожный путь до станции Чульбас и высоковольтная линия электропередачи с подстанцией.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions